- page 42

1. 2017 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
42
В медицине «качество жизни» часто рассматрива-
ется как более широкое понятие, включающее в себя
и субъективное благополучие, и удовлетворенность
жизнью. В этом смысле оно представляет собой
интегральную субъективную оценку физического,
психологического, социального и эмоционального
состояния пациента [6]. Среди параметров, опреде-
ляющих качество жизни человека, категория «здоро-
вье» стоит на первом месте. По определению
Всемирной организации здравоохранения, «качество
жизни — это восприятие индивидами их положения
в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в
которых они живут, в соответствии с целями, ожида-
ниями, нормами и заботами» [66].
В здравоохранении «качество жизни» соответствует
медицинскому пониманию понятия, но акцентирова-
но на популяции или отдельных группах людей [9]. На
сегодня известно более 100 определений этого поня-
тия, а также предложено около 200 измерительных
инструментов, определяющих качество жизни через
его компоненты или домены. Несмотря на разные под-
ходы к содержанию, в настоящий момент качество
жизни стало предметом многочисленных научных
исследований, считаясь достаточно надежным, инфор-
мативным и экономичным методом оценки как на
индивидуальном, так и на групповом уровне [3, 7, 65].
Согласно ВОЗ, критериями оценки качества
жизни, связанного со здоровьем, стали следующие
параметры: физические (сила, энергия, дискомфорт,
усталость, боль, отдых, сон); психологические (эмо-
ции, самооценка, уровень когнитивного функцио-
нирования); уровень независимости (повседневная
активность и работоспособность); общественная
жизнь (личные взаимоотношения и общественная
ценность); окружающая среда (обеспеченность,
доступность, безопасность, экология); качество
медицинской помощи; информация; возможность
обучения; бытовые условия [65, 66].
Изучая качество жизни разных групп (в том числе
пациентов с ограниченными возможностями), иссле-
дователи делают разные акценты. Это акценты на
особенностях среды и изучении условий жизни, на
социально-психологических параметрах, таких как
социальная активность и возможность реализовать
свой потенциал, на психологическом благополучии, а
также на состоянии физического и психического здо-
ровья. При этом большинство программ социального
развития сфокусировано на внешних по отношению к
человеку условиях существования, в то время как ана-
лиз результатов исследований показывает высокую
значимость именно субъективного аспекта качества
жизни, касающегося вопросов субъективного благо-
получия личности в условиях тех или иных жизнен-
ных обстоятельств. При этом большую роль играют
психологические ресурсы личности, ее уникальные
особенности, позволяющие человеку справляться с
жизненными вызовами и преодолевать стрессовые
ситуации. Встреча с препятствиями в виде ограниче-
ний возможностей из-за состояния здоровья может
стать ресурсной и развивающей сильные стороны
личности. Так, личность, принимающая «вызов инва-
лидности», может сделать ограничения, связанные со
здоровьем, ресурсом для саморазвития и удовлетво-
ренности своей жизнью [5].
В научном сообществе при изучении качества
жизни пациентов с разной патологией приняты два
основных подхода. Первый – это оценка качества
жизни наблюдателем, второй – субъективный под-
ход (оценка пациентом) [19]. Таким образом, едино-
го общепринятого подхода к содержанию терминов в
разных дисциплинах не существует и, приступая к
изучению качества жизни пациентов той или иной
нозологической группы, необходимо определиться в
содержании данного термина и подобрать соответ-
ствующий ему измерительный инструмент.
Измерение качества жизни
пациентов: аспекты и проблемы
Инструменты, измеряющие качество жизни, разли-
чаются между собой из-за неодинакового содержания
концепта, поэтому результаты измерений часто не
эквивалентны друг другу. Для практики наиболее
удобными являются методы, предполагающие выде-
ление доменов (тем), несмотря на то что сама структу-
ра доменов варьирует от методики к методике. Тем не
менее лонгитудинальные исследования качества
жизни одним и тем же опросником являются вполне
перспективными, поскольку позволяют оценить фак-
торы, вносящие свой вклад в динамику показателя
«качество жизни» в процессе их жизни и лечения.
Согласно проекту ВОЗ по разработке инструмента
для оценки качества жизни, опросник должен соот-
ветствовать ряду требований [66]. Он должен отражать
пять основных сфер жизни (физическое здоровье,
психическое здоровье, степень независимости в
повседневном функционировании, социальные отно-
шения и обеспечение пациента). В опроснике оцени-
вается не сама болезнь, а ее воздействие на качество
жизни пациента. В нем должны быть использованы
вопросы трех типов, измеряющие признак количе-
ственно, адресующие его к определенной теме и ран-
жирующие признак по важности. В опросник не
включаются вопросы, отражающие результаты объек-
тивных методов диагностики. Кроме того, опросник
заполняется самим пациентом.
Классификация измерительных инструментов
основана на таких понятиях, как «субъективность/
объективность» и «популяционность/индивидуаль-
ность», а также «интегральность/структурность мето-
дов». При разработке доменной структуры опросни-
ков используются масштабные интервью о качестве
жизни в норме и патологии. Так была создана Шкала
качества жизни (Quality оf Life Scale – QOLS).
1...,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41 43,44,45,46,47,48,49,50,51,52,...56
Powered by FlippingBook