151. Во многих странах основные вопросы паллиативной помощи включены
в программы повышения квалификации медицинских работников или
постдипломного медицинского образования (ПМО).
152. Кроме таких регулярных программ ПМО в некоторых странах
проводится обучение на более высоком уровне, в том числе и для
врачей-неспециалистов (средний уровень образования). Примером этого
может служить курс дистанционного обучения по паллиативной
помощи, разработанный в Университете Уэльса, или образовательный
курс для дипломированных врачей общей практики, созданный
голландским Колледжем врачей общей практики. Целью организации
таких курсов является получение специалистами знаний по
паллиативной помощи для применения их в работе по своей основной
специальности. Другой пример высшего университетского образования –
получение университетского диплома (DES) в Бельгии, инициатором
чего явился Либрский университет (Universite Libre) в Брюсселе.
Лейтмотивом в процессе обучения звучит необходимость оказания
больному целостной (холистической) помощи, в которой отсутствует
догматическая граница между исцеляющей и паллиативной.
153. На еще более высоком уровне существует образовательная программа
для подготовки специалистов паллиативной помощи, которая в
основном осуществляется в Европейских странах, где паллиативная
медицина признана самостоятельной специальностью.
Общение
154. Навыки правильного общения важны для персонала, работающего в
любой сфере здравоохранения. А раз это так, то они не являются чем-то
специфическим для паллиативной помощи. Жалобы больных чаще
бывают вызваны неправильным общением, чем несоответствием
стандартам получаемой помощи. Общение подразумевает нечто
большее, чем просто предоставление информации. Задачами общения, в
котором принимают участие многие люди, является обмен информацией,
взаимопонимание и поддержка, решение сложных и порой болезненных
67
CM(2003)130