№
1. 2016 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
46
совместно с врачами, медсестрами, студентами и
священниками, отметила важность открытого и
честного общения с умирающими, готовность
последних обсуждать любые близкие и значимые для
них темы. Люди, находящиеся на смертном одре,
нуждаются в искренних человеческих контактах и
психотерапевтической помощи как реальном, вклю-
ченном, любящем присутствии. Они могут научить
важным вещам, относящимся не только к заключи-
тельным фактам жизни, но и к человеческой жизни и
сознанию в целом. Общение с умирающими, как и
общение с пожилыми и старыми людьми, обогащает
его участников и уменьшает тревогу относительно
собственной смерти. Она выделила ряд стадий,
характеризующихся специфическими переживания-
ми и отношениями, через которые проходит после-
довательно типичный умирающий по мере ухудше-
ния своего физического состояния. В домах преста-
релых и в хосписной клинике (как и в онкологиче-
ской) смерть обычно начинает приближаться рань-
ше, чем физический уход из жизни. Сначала насту-
пает психологическая смерть, когда человек делает
установку на свой уход из жизни. Заболевший прохо-
дит стадии депрессии, агрессии, отрицания и –
последнее – принятия смерти. Поскольку в совре-
менной культуре старение практически приравнено
к смерти – в ее социальном аспекте, то это также
можно рассматривать как стадии старения и – типы
отношения к старению и смерти, на которых «застре-
вают» умирающие и/или стареющие [24].
•
Первая стадия переживания смерти – отрица-
ние. «Нет, не я!» – самая обычная реакция человека
на объявление ему смертельного диагноза. При посе-
щении разных врачей пациенты прежде всего наде-
ются на отрицание диагноза, стареющие – на то, что
признаки старения обратимы. Действительное поло-
жение вещей скрывается как от семьи, окружения,
так и от себя. Отрицание, однако, деструктивно, оно
дает возможность самообмана, а несуществующий
шанс делает человека слепым к любым признакам
опасности.
•
Вторая реакция – гнев. «Почему именно я?»,
«Почему это случилось со мной?», «Почему меня не
услышал Бог?» и т.п. – думает умирающий и/или
стареющий, озлобляется против заботящихся о нем
людей и вообще на здорового и более молодого чело-
века. Очень важно, чтобы человек имел возможность
излить свои чувства вовне.
•
Следующая стадия – «торга»: больной или старе-
ющий вступает в переговоры за продление своей
жизни, обещая, например, быть послушным пациен-
том, или примерным верующим, заботиться о здоро-
вье и т.д. Эти фазы составляют периоды кризиса и
развиваются в описанном порядке, хотя и с частыми
возвращениями назад. На этой стадии стремятся
«отложить приговор» судьбы, изменяя свое поведе-
ние, образ жизни, отказываясь от разных удоволь-
ствий, и т.п. Иногда эта фаза бывает настолько про-
дуктивной, что удается существенно улучшить состо-
яние, однако поскольку внутренняя задача не реше-
на, еще больший страх смерти и старения заставляет
человека в итоге – стареть быстрее.
•
По завершении кризиса умирающий/старею-
щий вступает в фазу депрессии. Он замыкается в
себе, испытывает потребность плакать при мысли о
тех, кого он вынужден оставить, нарядах и удоволь-
ствиях, к которым теперь не вернуться. Это стадия
подготовительной печали, на которой человек «отре-
кается от жизни» и готовится встретить смерть и/или
старость. Поняв неизбежность смерти, постепенно
теряют интерес к окружающему миру, к поиску
средств исцеления и омоложения, испытывают
грусть, горечь.
•
Адаптация – завершающий этап, принятие
смерти и старости: смирение понимается как готов-
ность спокойно встретить старость и смерть [24].
Врачи, социальные работники и помогающие им
волонтеры часто стремятся привести пациента в
состояние принятия неизбежного. Однако пережива-
ния заболевших людей неоднозначны и, несмотря ни
на что, из хосписа люди возвращаются домой: если
дома есть место, если сам человек – себе это место
вернул. Для этого умирающие часто обращаются к
Богу и/или резко меняют жизненную ориентацию,
перестают бесплодно страдать и начинают искать
выход, и если выхода нет, стремятся жить полной
жизнью весь отпущенный им срок. Часто наблюдает-
ся просто «бешеный» поиск смысла жизни: ведь если
есть Бог, то смерти нет: «Умирать не страшно, всюду
любовь», «Как Бог решит – туда и пойду». В этом
можно усмотреть запас прочности, который может и
должен быть использован всеми специалистами.
Удельный вес, длительность и само прохождение
отдельных стадий, как отмечалось, у разных людей
значительно различаются. Важно, что через похожие
стадии проходят и члены семьи, узнав о неизлечимой
болезни близкого человека. Важнейшей стадией пре-
одоления страха смерти считается отрицание: не
устраняя причины заболевания, оно уменьшает боль
[21, с. 215], создается иллюзия, что все хорошо.
Однако отрицание не означает, что человек не знает
о приближении смерти, он просто выбирает незна-
ние, предпочитает оставаться в неведении, игнори-
руя действительность ситуации. Отрицание успеш-
но, т.е. выполняет свои функции, когда этот меха-
низм не используют окружающие. Обычно же близ-
кие умирающего, а иногда даже врачи склонны игно-
рировать истинное положение дел, потому что испы-
тывают страх перед смертью и не знают, как разгова-
ривать с человеком, которому осталось недолго жить.
Что касается старости, то в семье она приходит
более-менее незаметно, окружающим с нею сми-
риться легче, тем более при условии, что человек
сохраняет большую часть своих способностей, и т.д.