- page 51

Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
1. 2016 г.
51
дима целенаправленная и постоянная помощь,
например, посредством «вторичного» дебрифинга.
В процессе работы с персоналом нужно обсуждать
проблемы осознанного смирения перед переживани-
ями вины и бессилия, о том, как «отпускать» пережи-
вания вины и бессилия, сохраняя ответственность за
свою работу, оптимизм и самоэффективность, как
жить в «потоке» и передавать пожилым и старым,
больным людям это умение «сиюминутного счастья».
Медикам, как и психологам, важно преодолеть субъ-
ективную униженность их профессионального
достоинства, склонность катастрофизировать смерть
как проигрыш и показатель профессиональной несо-
стоятельности [20; 21, с. 217].
Важными характеристиками эдологов (медиков,
психологов, социальных работников) с точки зрения
социальной антропологии являются экзистенциаль-
ный потенциал (ценностная ориентация личности,
определяющая личностный смысл профессиональ-
ной деятельности), позитивность отношений, вклю-
чая самоотношение, открытость сознания и пережи-
ваний, в том числе – в процессе социального обмена,
принятие как теплота, устойчивость как осознан-
ность и мудрость, отсутствие выраженной экзистен-
циальной и иных видов тревоги и тревожности как
личностной черты, толерантность к фрустрации и/
или неопределенности, неагрессивное, в том числе
необвинительное (мстящее или оправдывающееся)
поведение в конфликтных и кризисных ситуациях,
эмпатичность и автономность как выстроенность и
гибкость личностных границ и правил взаимоотно-
шений, личностная и социальная ответственность и
свобода как аутентичность и конгруэнтность.
Интересной в связи с этим является программа
работы со стариками и умирающими Э. Кэсона и
В. Томпсона [23]. Она предлагает альтернативный
подход к уходу на дому за пожилыми людьми и инва-
лидами. Подход основан на принципах, вытекающих
из практики медитации. Существует целый ряд
огромных различий между уходом за человеком в его
доме и уходом в специальном заведении. Люди,
вырванные из своего окружения, особенно пожилые
люди, часто оказываются дезориентированы. Уход за
ними в их собственном доме представляется гораздо
более щадящим. Клиенты могут оставаться в знако-
мом окружении, и им оказывают помощь в домаш-
них мелочах, с которыми они более не в состоянии
справляться. Повседневная рутина и выполнение
врачебных назначений предоставляют уникальную
возможность работы с состоянием клиента.
Входя в дом, комнату или палату такого человека,
важно стараться не быть чересчур профессиональны-
ми. «Не будучи чрезмерно вооружены», специалисты
могут дать ситуации возможность затронуть себя,
войти в нее и неожиданно – свершить большое или
маленькое чудо любви. Э. Кэсон и В. Томсон называ-
ют этот подход «коснись и уходи», нужно дать себе
возможность быть затронутыми, затрагивающими и
освобожденными, освобождающими [23, c. 305-308].
Узнавая кого-то, специалист изучает его личный
путь, то, что он делал всю свою жизнь, какие вещи
имеют для него большое значение, какая травма или
надлом возникли на его пути, и работает с человеком
так, чтобы он смог продолжить свое странствие.
В этой жизни или «загадочном «после» нее. «Мы
делаем саму ситуацию способной информировать
нас о том, как нам следует действовать», или, по сло-
вам Э. Минделл, используются техники «слабых
сигналов» [30]. И хотя работа со старыми или умира-
ющими людьми весьма утомительна, важно уметь
правильно относиться к этой скуке. Обычно она
повергает в панику, заставляет метаться и делать бес-
полезные вещи. Поэтому способность пребывать со
скукой, не суетясь, не паникуя и не замещая кажущу-
юся пустоту – паузу перехода – пустотой повседнев-
ности, – великий дар и умение, которое приходит в
общении со стоящими на «пороге» перехода людьми.
При этом, как отмечают специалисты, «Мы гораздо
скорее найдем последнее слово у самого клиента,
чем в какой-нибудь формуле. Мы даем людям воз-
можность выразить свое собственное понимание
смерти». Поэтому так важно не проецировать соб-
ственных или профессиональных идей о смерти на
умирающего. Иначе – подлинное общение не смо-
жет возникнуть: специалист окажется слишком занят
сохранением собственного мнения, собственного
имиджа, собственной власти. У него могут и неиз-
бежно будут собственные убеждения; но для других
людей вопрос – не об убеждениях: они входят в ту
дверь, в которую специалист часто еще не входил, –
при этом им придется войти туда самостоятельно и в
этом смысле в одиночестве. Хотя если развести «оди-
ночество» и «самостоятельность», переход обретает
новые смыслы, более оптимистичные и жизне-
утверждающие. По существу, речь в отношениях
стареющего и умирающего человека идет о печали
расставания: окружающим будет не хватать этого
человека, когда он уйдет, а также о желании заботы о
нем, о том, в каком положении он находится.
У специалистов сильна потребность знать, что они
выполняют нужную работу и выполняют ее хорошо,
что люди хорошо о них думают, но чем более тесны-
ми становятся отношения, чем больше так или иначе
в них проникает «негативное» (жалоб и т.д.), тем
сильнее бывает раздражение и ощущение недооце-
ненности. Чем более люди сближаются, в семье или
на работе, тем сильнее проявляется болезненное
состояние, утомленность и реакция на них, тем реже
окружающие «ведут себя хорошо». В такой ситуации
надо просто продолжать работу, терпеливо и внима-
тельно, рефлексивно и творчески. Награда в виде
тесной связи с чьей-то жизнью, присвоения жизнен-
ной мудрости т.д. – весьма значительна для специа-
листа как человека.
1...,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50 52,53,54,55,56
Powered by FlippingBook