Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
№
1. 2016 г.
47
Однако при утере способности к самообслуживанию
и иных существенных нарушениях старение действи-
тельно становится серьезным испытанием для всех
членов семьи: до какого-то момента можно и нужно
поддерживать человека, но когда в права вступает
смерть, членам семьи необходимо дать себе реали-
стичный отчет: насколько каждый член семьи, вклю-
чая старого человека, готов к изменениям, к ради-
кальной трансформации собственных отношений,
которые нужны, чтобы дать старому человеку воз-
можность жить дальше. Как правило, люди не осоз-
нают ни известного психологам феномена вытесне-
ния одного поколения другим, ни того, что жизнь
подчас требует от человека намного большего муже-
ства и сил, чем смерть: большего, чем у них есть.
«Чудеса» исцеления случаются: при огромном объе-
ме трансформирующей любви. Вопрос лишь в том,
что человек подходит к завершению жизни не пото-
му, что этот объем был велик, напротив. А раз так, то
необходимый объем должен откуда-то «взяться».
Человек может черпать любовь из своего внутренне-
го источника, называемого отношения с Богом, жиз-
нелюбие, – подчас бесконечно. Однако далеко не
каждый и не в любом состоянии и обстоятельствах.
Действие механизма отрицания старения и смерти
особенно отчетливо проявляется при столкновении с
ситуацией ужасной гибели людей, потери дорогого
человека, такая форма защиты является проявлением
деформации смысловой сферы личности, ложной
интерпретации трагической действительности [3].
После периода отрицания человек часто, переосмыс-
ливая разные аспекты трагического события или про-
цесса, начинает соотносить их с трагическими ситуа-
циями, пережитыми другими людьми, вписывает свое
горе в структуру жизненных катастроф других людей,
и этот прием социального сравнения, например, в
процессе дебрифинга или иных форм тренинга, зна-
чительно облегчает индивидуальные переживания.
Но бывает и так, что, осознав всю полноту и невозвра-
тимость потери, человек впадает в состояние апатии
иди депрессии, или, чтобы избавиться от своих мук,
может попробовать «последний способ» вернуть
контроль над ситуацией, принимает внешне парадок-
сальное решение добровольно уйти из жизни.
Умирающий человек в норме способен понять свое
положение и нередко хочет поговорить о своей болез-
ни и приближении смерти, однако лишь с теми, кто
выслушивает его без поверхностных попыток уте-
шить. Поэтому важно уметь квалифицированно разо-
браться в желаниях и словах старого или умирающего
человека, отказаться от того, чтобы воспринимать их
как «предсмертный бред» или «бесконечную бессмыс-
ленную болтовню». Важно разобраться в связанных со
смертью и старением иллюзиях и страхах, негодова-
нии и фантазиях о том, что он потеряет вместе со
старостью и жизнью, что он будет обесценен, став
старым, или, «еще хуже» – трупом.
Сам процесс смерти развивается поэтапно, и в его
процессе человек – умирающий или наблюдающий
смерть – может найти много важного. Основные сту-
пени этого процесса, по сути, обратны ступеням
жизни: социальная смерть характеризуется потреб-
ностью умирающего изолироваться от общества,
замкнуться в самом себе и все дальше и дальше отда-
ляться от живых людей. Психическая смерть соответ-
ствует осознанию человеком очевидного конца –
экстравертированное сознание угасает, уступая
место состоянию, характерному для последнего
периода жизни. Физиологическая смерть соответ-
ствует угасанию функций организма, обеспечивав-
ших деятельность его жизненно важных органов.
Однако пока жив духовный мир человека, его душа,
физическое угасание не означает регресса и смерти,
напротив, временное ослабление физических сил,
которого люди с возрастом боятся все больше, может
свидетельствовать о масштабной перестройке орга-
низма, личности и, таким образом, сопровождать
процесс обновления и развития. Известный фено-
мен-иллюстрация этого явления – «искусственный
перелом»: нарушая жизнедеятельность органа врачи
могут добиться активизации защитно-восстанови-
тельных сил, и вместе с переломом организм может
вылечить другие болезни данного органа, и через это
исцеление – радикально улучшить состояние всего
организма. Cогласно закону анэнтропии – усложне-
ния и развития живой материи во времени – можно
предположить, что жизнь – спираль, в ней заложены
кризисные состояния, которые имеют связь как с
негативными, так и с позитивными сторонами. При
этом кризисы жизни запрограммированы природой,
и кризису рождения аналогичен кризис смерти. Даже
программы рождения и умирания близки: как чело-
век рождается, так он и умирает. Если рождается
человек легко, он обычно легче живет, испытывает
большее доверие к миру и уверенность в своих силах,
и обычно более спокойно и легко умирает. И наобо-
рот [7; 9; 12; 18; 43].
А.В. Гнездилов отмечает также существование
всплеска душевных сил у престарелых пациентов
клиник и хосписов, особенно в общении с проявля-
ющими искреннее тепло специалистами. Даже боль-
ные шизофренией в психиатрических клиниках
накануне ухода из жизни часто становятся «нормаль-
ными людьми». К ним возвращается рассудок, т.е.
наблюдается возвращение к норме, в некоторых слу-
чаях – расцвет духовной жизни. Этот всплеск пора-
жает и заставляет думать, что жизнь расставляет
неверные акценты, оставляя невостребованной в
старости духовную сторону человека. По мнению
А.В. Гнездилова, нет естественного умирания, боль-
шей частью умирание искусственно и связано с
болезнями в позднем возрасте и социально-психоло-
гическими аспектами. Например, болезни, прису-
щие старческому возрасту (такие как атеросклероз,