- page 40

1. 2015 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
40
Для иллюстрации эффективности терапии приво-
дим выписку из истории болезни. Больной А. 3,5 года,
Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия; нейросен-
сорная потеря слуха, расстройство артикуляции
вследствие потери слуха (ЗПР, ОНР – 1 уровня)
(рис. 2). Анамнестические данные: ребенок от 3-й
беременности, протекавшей с угрозой выкидыша во
2–й половине. Возраст матери – 22 года, работала
кондуктором. Роды первые, при сроке 39–40 недель,
в головном предлежании, с массой 2200 г, оценка по
шкале Апгар – 7 баллов, зарегистрирована асфиксия
в родах. К груди приложен на 3-и сутки, грудь не
брал. В периоде новорожденности отмечался тремор
конечностей. На учет взят в 9 месяцев с диагнозом:
перинатальное поражение ЦНС, спастическая дип-
легия.
Психоневрологический статус: состояние по пора-
жению ЦНС средней степени тяжести. Сознание
ясное, в контакт вступает, заторможен, свой дефект
полностью не оценивает, критика снижена. Интерес
к работе не проявляет, задания не выполняет, внима-
ние неустойчивое, память кратковременная, сюжеты
не воспроизводит, восприятие величины, формы,
цвета, размеров отсутствует.
Голова обычной формы, окружность головы –
51 см. Со стороны 12 пар черепно-мозговых нервов
дизартрия. Тонус во всех группах мышц высокий по
спастичному типу, D=S. Тугоподвижность в тазобе-
дренных суставах, ограничение объема движений в
этих суставах, затруднено разведение бедер. Руками
манипулирует, тянется к игрушкам. Плоско-
вальгусная установка стоп. Опора на носочки, с
перекрестом ног. Сила мышц снижена. Сухожильные
рефлексы с рук, с ног высокие, с расширенной реф-
лексогенной зоной, D=S. Ребенок ходит самостоя-
тельно с сильным фронто-сагиттальным раскачива-
нием. У мальчика удержание равновесия составляло
46 секунд, длина шага 15,3 см, количество шагов за
минуту 29. При поступлении: сгибание т/б сустава
с согнутой правой, левой ногой 64°, 66° сооветствен-
но;
сгибание т/б сустава с прямой правой, левой
ногой 44°, 48° сооветственно; сгибание коленного
правого, левого сустава 122°,124°; г/с правой, левой
ноги 110°, 115°.
УЗИ органов брюшной полости – перегиб желч-
ного пузыря. ЭЭГ – умеренные общемозговые изме-
нения с дисфункцией подкорковых структур. Период
адаптации в РЦ проходил достаточно сложно.
Ребенок часто болел простудными заболеваниями.
Прерывались курсы восстановительного лечения
(ЛФК, массаж, физиолечение). Проведенный курс
реабилитации: 1) медикаментозная терапия (кортек-
син, танакан); 2) ЛФК индивидуально с использова-
нием нестабильной вертикализации на мяче [6] и
тренажёра А.В. Рогова [7]; 3) дифференцированный
массаж с композицией на основе рыжикового масла.
Массаж проводился в помещении с T=22 градуса по
Цельсию в одни и те же часы, через 60 мин после еды.
Длительность процедуры 25–40 минут. Для потенци-
рования расслабляющего действия массажных прие-
мов [5] использовалось «Средство для массажа».
Курс состоял из 10 процедур. Последовательность
массажа такая: исходное положение – лежа на живо-
те с валиком под голеностопами – массаж спины,
паравертебральных областей, задней поверхности
ног. Исходное положение – лежа на спине с валиком
под коленями – массаж передней поверхности ног,
живота, груди, рук. Приемы массажа: поверхностное
и глубокое поглаживание, пиление, пересекание,
выжимание, сдвигание, непрерывистая вибрация.
Чередование приемов. Массаж начинали со спины.
Движения рук от поясничной области к шее (особен-
но тщательно с применением сегментарного и точеч-
ного массажа массировали паравертебральные обла-
сти). Вначале проводили подготовительный массаж
(поглаживание, растирание и неглубокое размина-
ние мышц спины), а затем сегментарно–рефлектор-
ный, в заключение – вновь поглаживание. После
массажа спины переходили к массажу ягодичных
мышц и нижних конечностей (нижние конечности
массировали с проксимальных отделов). Затем мас-
сировали верхние конечности, грудь и живот. После
массажа для снятия гипертонуса тех или иных мышц
осуществляли воздействие на моторные точки спаз-
мированных мышц. Снизить гипертонус мышц
позволяла вибрация, которая являлась своеобразным
методом рефлекторной терапии. В массаж грудной
клетки включали приемы активизации дыхания.
Приемы рубление, поколачивание, выжимание при
спастической диплегии не применялись; 4) физиоте-
рапия (парафиновые аппликации на нижние конеч-
ности №10; 5) психолого-логопедическая коррекция
с артикуляционным массажем №25.
Состояние пациента стабилизировалось после
первого курса реабилитации (4 недели). У мальчика
тест на удержание равновесия составлял 97 секунд,
Рис.2. Заключение специалистов:
Психиатр – умственная отсталость средней степени тяжести;
Психолог – недоразвитие основных психических процессов
?
?
?
?
1...,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39 41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,...56
Powered by FlippingBook