40
Еще за 2 тысячи лет до нашей эры говорили, что «врач лечит словом,
растением и ножом». Слово стояло на первом месте. Примечательно, что
слово «врач», известное в русском языке уже с XI века (как считают
филологи) происходит от слова «врать», которое в старину означало не
«лгать», а просто «говорить». То есть врач считался человеком, умеющим
заговаривать, влиять на больного силой слова. Слово врача может
способствовать выздоровлению, но оно же может и усугубить или вызвать
болезнь. Важно подчеркнуть, что внушать себе можно не только то, что
хочешь, но и чего боишься. Например, пациент, страдающий канцеро-
фобией, с одной стороны, трактует неосторожные высказывания врача в
пользу своих подозрений, а с другой – может действительно начать
ощущать признаки опухоли, о которых слышал или читал, и предъявлять
соответствующие жалобы.
Очевидно, определенному периоду времени присущи свои, чаще
встречающиеся ятрогенные заболевания, что зависит от распростра-
ненности и эффективности лечения тех или иных болезней. Так, судя по
литературе, в XIX и начале XX веков среди подверженных ятрогении чаще
встречались больные, предполагающие у себя туберкулез и сифилис, а в
настоящее время более распространены боязнь рака, болезней сердца,
СПИДа.
В последние годы за рубежом и в России все чаще в печати
инициируется дискуссия о проблемах
эвтаназии
. Слово «эвтаназия»
произошло от двух греческих слов: «eu»
?
хорошая и «thanatos» – смерть.
Термин
«эвтаназия»
предполагает осознанное, мотивированное, намерен-
ное и достаточно быстрое прекращение жизни кого-либо, пораженного в
том числе и неизлечимой болезнью.
Паллиативный уход отстаивает право пациента на «хорошую смерть»,
а различия между пассивной и активной эвтаназией и естественной
смертью могут быть весьма «размытыми» в условиях паллиативного
ухода. И все-таки философия паллиативной медицины состоит в том, что
намеренное прекращение жизни пациента никогда не является необхо-
димым, если симптомы пациента контролируются.
Хоспис и палли-
ативная помощь – альтернативы эвтаназии
. Врачи и медсестры дол-
жны понимать, что их долг – поддерживать жизнь, а не поощрять идеи
пациентов убивать себя или ускорять наступление смерти.