дицины в основном как прогресс медицинской науки и в меньшей
степени как историю здравоохранения, т.е. одновременно и исто/
рию социальных институтов медицинского дела.
Начиная с Гиппократа, и вплоть до современной эпохи хос/
писов, история отношения врачей к умирающим больным имеет
внутреннюю логику. В книге Гиппократа «Об искусстве» (15), в
частности, говорится о цели медицины: «Она совершенно освобо/
ждает больных от болезней, притупляя силу болезней, но к тем,
которые уже побеждены болезнью, она не протягивает своей руки.
Обоснование последнего положения сводится к следующим сооб/
ражениям:
1. бывают болезни, которые «сильнее самых сильных
средств»;
2. терапевтические возможности медицины в принципе огра/
ничены («если кто будет думать, что искусство властно в
том, что не есть искусство... тот обнаруживает незнание»);
3. в таких случаях сама надежда на излечение беспочвенна
(«если с человеком стрясется такое зло, которое превосхо/
дит средства медицины, то даже и надеяться не должно, что
это зло можно победить медицинским искусством»);
4. так мыслящие врачи являются истинными врачами
(«людьми, действительно опытными в искусстве»), а про/
чие — врачами «только по имени», невеждами;
5. обвиняющие медицину за то, что «врачи, дескать, не хотят
подавать руки помощи тем, которые совершенно покорены
болезнью», не просто невежды, но близки к безумию;
6. подход, когда медицина «не простирает своих рук к тем
больным, которых нельзя исправить», справедлив, а само
медицинское искусство невиновно (6).
В последней фразе и заключен подлинный смысл этих поле/
мически заостренных, логически изощренных аргументов. В са/
мом деле: неизлечимых больных лечить бессмысленно, потому что
вылечить их невозможно. А ведь выйти из этого порочного логиче/
ского круга очень просто: вылечить таких больных невозможно,
но помочь им врач все равно обязан, и это — его профессиональ/
ный долг. Однако автор книги «Об искусстве» озабочен совсем
другим: работа с неизлечимыми, запущенными больными может
подорвать репутацию врача, медицины в целом. Конечно, такая
позиция противоречит гуманистическому духу этики Гиппократа.
В таком виде профессиональная этика врача вырождается в «кор/
поративную этику», теряющую связь с подлинно нравственными
ценностями. Главное же заключается в том, что такая «этика» гос/
подствовала в среде врачей не только в Древней Греции, но и мно/
59
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I