- page 64

знаков индивидуального подхода к пациенту, т.к. решение прини/
малось в бюрократическом порядке — всего лишь на основании
документов. В/пятых, по поводу использовавшихся в нацистской
практике активной, насильственной эвтаназии средств (отравля/
ющие газы, яды, которые вводились парентерально) возникает
вопрос, насколько причиненная таким образом боль смерть бы/
ла безболезненной. Во всяком случае, менее чем в течение 2 лет
эвтаназии было подвергнуто порядка 270 тыс. пациентов
(13,16,19).
Эти исторические данные приводятся по книге проф. А.П.
Зильбера «Трактат об эйтаназии» (11). Это энциклопедический
труд в плане собранных в нем исторических сведений, касающих/
ся проблемы эвтаназии. В дальнейшем мы еще неоднократно бу/
дем пользоваться этим уникальным источником.
В 1950г. Генеральная ассамблея здравоохранения рекоменду/
ет всем государствам «осудить практику эвтаназии при любых об/
стоятельствах» (Цит. по: 11, с. 356).
Запретительное решение ВОЗ в отношении эвтаназии совпа/
ло с историческим моментом зарождения хосписного движения,
формирования философских, теоретических и этических основ
современной паллиативной медицины. Несколькими годами
раньше, а именно в 1947г. Сесилия Сондерс (будучи в то время ди/
пломированной медсестрой, а также социальным работником),
пытаясь помочь оказать психосоциальную поддержку умиравше/
му от рака пациенту по имени Дэвид Тасма, на первом этапе тер/
пит неудачу, т.к. не может установить с ним коммуникацию. Ког/
да она решается сказать пациенту правду о прогнозе его заболева/
ния, между ними наладился диалог, и пациент был ей благодарен
за оказанную в конце концов психосоциальную поддержку. В знак
своей благодарности он просил оставшиеся у него деньги (500
фунтов стерлингов) использовать для организации службы помо/
щи умирающим больным. Этот социальный, интеллектуальный и
духовный опыт имел решающее значение в жизни и карьере
С.Сондерс; она проводит систематические исследования в облас/
ти лечения хронической боли, а в 1967г. организует в пригороде
Лондона в приюте Св. Христофора первый в мире хоспис совре/
менного типа.
Вся вторая половина XX в. характеризуется возрастанием
внимания к проблеме умирания и смерти — как специалистов/ме/
диков, так и ученых, работающих в гуманитарных науках. В 1955г.
американский протестантский теолог Дж. Флетчер в своей книге
«Мораль и медицина», в частности, заявил: «Контроль над смер/
тью, как и контроль над рождаемостью — основы человеческого
64
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,54,55,56,57,58,59,60,61,62,63 65,66,67,68,69,70,71,72,73,74,...653
Powered by FlippingBook