1873г. в его поддержку статья Tollemache L.A. «Новое в ведении
инкурабельных больных». В ответ на эти две публикации в журна/
ле «Наблюдатель» публикуется резкая критика этой позиции, на
что Tollemache L.A. ответил письмом в редакцию данного журна/
ла. Подчеркнем, что уже здесь дискуссия об эвтаназии вышла за
пределы профессиональной медицинской среды.
В 1935г. в Англии было создано первое в мире «Общество до/
бровольной эвтаназии», в 1938г. аналогичное «общество за право
умереть» возникло в США. Основной целью сторонников движе/
ния за эвтаназию была пропаганда идеи права взрослого дееспо/
собного человека, страдающего неизлечимым заболеванием, ис/
пытывающего чрезмерные страдания и выражающего желание
умереть, на безболезненную милосердную смерть. До настоящего
времени ни в Великобритании, ни в США легализации активной
добровольной эвтаназии не произошло, однако такая легализация
произошла в Голландии (27).
Определяющее влияние на судьбу идеи эвтаназии в 40/50/е
года (а в некотором смысле — и по сей день) оказала соответству/
ющая медицинская практика в нацистской Германии. В 1935г.
здесь вышла книга врача Клингера «Милость или смерть» (Darfst
oder Tod), в которой обосновывалась концепция «жизни, не стоя/
щей того, чтобы жить». В 1939/1941 гг. в нацистской Германии
осуществляется практика эвтаназии — прежде всего в отношении
душевнобольных, но так же дряхлых стариков, детей с неизлечи/
мыми уродствами. Во/первых, необходимо подчеркнуть здесь
роль германской медицинской науки (в особенности, медицин/
ской генетики и психиатрии), представители которой обосновали,
а затем прямо санкционировали такую медицинскую практику.
Во/вторых, сама эта практика проводилась в отношении немцев, и
даже подчеркивалось, что она применима «только для немцев»
(подтекст, здесь таков: только они достойны такой гуманности).
В/третьих, речь здесь идет не просто о недобровольной эвтаназии,
но о насильственной (одно дело, когда это — некомпетентный в
силу возраста или психического статуса пациент, и решение за не/
го принимает его законный представитель, и другое, когда реше/
ние об эвтаназии принимали исключительно административные
органы). Отсутствие добровольного согласия в нацистской прак/
тике эвтаназии подчеркивается немаловажным обстоятельством
морального порядка — некоторых пациентов прямо обманывали,
говоря им, что они должны принять душ, после чего помещали в
специальную камеру, где «из душевых рожков» поступал потом от/
равленный газ. В/четвертых, врачебная экспертиза, лежавшая в
основе отбора пациентов, уже почти целиком была лишена при/
63
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I