язык переведенном в 1992г. (почти вся литература относится к 80/
м годам XX в.) [20].
Особого внимания заслуживает вышедшая в 1977г. во Фран/
ции книга историка и культуролога Филиппа Арьеса «Человек пе/
ред лицом смерти» (русский перевод в 1992г.). Ф. Арьес — предста/
витель школы исторической антропологии, рассматривает изме/
нение отношения человека к смерти на протяжении огромного ис/
торического периода от раннего средневековья до современной
эпохи (оканчивающейся в исследовании началом последней чет/
верти XX в.). Целью его исследования является эволюция мен/
тальности человека западноевропейской культуры. Приведем оп/
ределение понятия ментальности из отечественной Новой фило/
софской энциклопедии (2001): «Ментальность (менталитет) (от
лат. mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глу/
бинный уровень коллективного и индивидуального сознания,
включающий и бессознательное; относительно устойчивая сово/
купность установок и предрасположенностей индивида или соци/
альной группы воспринимать мир определенным образом» (Т.2,
с.525). He останавливаясь на первых четырех из выделенных авто/
ром пяти исторических стадий (этапов) отношения человека к
смерти, скажем хотя бы несколько слов о последней стадии
«Смерть перевернутая». Этот этап характеризуется медикализаци/
ей социальной жизни в целом и отношения к смерти в особенно/
сти. В середине 70х годов Ф. Арьес обращает свой проницатель/
ный взгляд на факты и тенденции, которые в настоящее время на/
ходятся в центре внимания специалистов современной паллиа/
тивной медицины; все чаще умирание и смерть происходят в боль/
ницах, где методы оказания медицинской помощи нередко пре/
вращаются в средства отчуждения (затягивания умирания, а не
продления жизни, казенной изоляции умирающего человека в
стенах больницы в тот важнейший период его жизни, когда ему
лучше быть в окружении родных и близких и т.д.); от умирающего
всячески скрывают правду как медики, так и близкие, все общест/
во (у нас, правда, здесь возникает некоторое возражение — ведь
«святая ложь» в медицине появилась еще во времена Гиппократа,
а не после второй мировой войны) и т.д. (1).
Как считают некоторые исследователи, влияние книги Ф.
Арьеса объясняет поворот многих ученых к теме смерти в исследо/
вании истории культуры. В 1983г. французский историк Мишель
Вовен опубликовал еще более объемную монографию «Смерть и
Запад с 1300 года до наших дней». (10).
Можно сказать, что какая/то традиция отечественной лите/
ратуры по проблемам умирающих больных начинает складываться
66
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I