(если говорить языком Гиппократа), т.е. гуманности (говоря сов/
ременным языком), включила в себя новые аспекты.
Современная история хосписов тесно связана с историей се/
стринского дела. В 1879г. Мэри Эйкенхед, основательница ордена
сестер милосердия, открыла в Дублине (Ирландия) приют девы
Марии, главной задачей которого была забота об умирающих. В те
годы в крупных городах Европы было множество бедняков, оби/
тавших на улицах и здесь же умиравших. Это и побудило М. Эй/
кенхед открыть заведение для умирающих, которое она назвала
хосписом (как назывались богадельни, приюты в средние века). В
1905г. ирландские сестры милосердия открыли аналогичный при/
ют Св. Иосифа в Лондоне, куда принимались в основном умираю/
щие. После второй мировой войны именно в приюте Св. Иосифа
основательница хосписов современного типа Сесилия Сандерс
стала первым штатным доктором (25, 43).
В 1952г. основательница католического ордена сестер мило/
сердия мать Тереза открыла в Калькутте, по соседству с храмом
индуистской богини Кали (покровительницы города), первый дом
для умирающих «Нирмал Хридай» (в переводе с хинди — «чистое
сердце»). Несколькими годами раньше мать Тереза окончила го/
дичные курсы медсестер, однако, медицинская сторона помощи
умирающим была здесь отнюдь не ведущей. К сожалению, С.Сан/
дерс в своем кратком изложении предыстории современных хос/
писов не упоминает убежище для умирающих «Нирмал Хридай» в
Калькутте. Существенным моментом является то, что это учреж/
дение возникло в стране «третьего мира». В те годыИндия лидиро/
вала как поставщик человеческих скелетов для медицинских школ
в западные страны, изготавливаемых из «невостребованных» тру/
пов (средняя цена одного экспоната была 100 долларов). Мать Те/
реза и ее помощницы подбирали на улицах Калькутты несчастней/
ших из несчастных стариков, калек, прокаженных. Некоторых да/
же удавалось спасти, но для большинства это означало более дос/
тойную смерть, включая соответствующий человеческому досто/
инству «последний путь» (2).
Прежде чем во второй половине XX в. началось современное
хосписное движение, проблема отношения медиков к умираю/
щим на протяжении предшествующих двух третей столетия обсу/
ждалась, в основном, как проблема эвтаназии. Еще в 70/е гг. XIX
в. в США имела место дискуссия об эвтаназии (это понятие здесь
уже трактуется как милосердное убийство неизлечимо больных),
которая сразу же обнаружила непримиримость позиций ее сто/
ронников и противников. Сначала, в 1872г. появилась статья
Williams S.D. «Эвтаназия» (автор — сторонник эвтаназии), затем в
62
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I