Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
№
4. 2015 г.
49
Психотерапевтические аспекты
Малышкина А.И.
– директор ФГБУ «Ивановский науч-
но-исследовательский институт материнства и
детства им. В.Н. Городкова» Минздрава РФ, док-
тор медицинских наук
Филькина О.М.
– руководитель отдела охраны здоровья
детей ФГБУ «Ивановский научно-исследователь-
ский институт материнства и детства им.
В.Н. Городкова» Минздрава РФ, доктор медицин-
ских наук, профессор, заслуженный врач РФ
Кочерова О.Ю.
– ведущий научный сотрудник отдела
охраны здоровья детей ФГБУ «Ивановский науч-
но-исследовательский институт материнства и
детства им. В.Н. Городкова» Минздрава РФ, док-
тор медицинских наук
Долотова Н.В.
– научный сотрудник отдела охраны здо-
ровья детей ФГБУ «Ивановский научно-исследо-
вательский институт материнства и детства
им. В.Н. Городкова» Минздрава РФ, кандидат
медицинских наук
Антышева Е.Н.
– врач-психиатр ОБУЗ «ОКПБ
«Богородское»
Ильин А.Г.
– руководитель научно-организационного
отдела ФГБНУ «Научный центр здоровья детей»,
доктор медицинских наук, профессор
Появление в семье ребенка-инвалида является при-
чиной сильного стресса для родителей, в первую
очередь для матери. Одни семьи справляются с дан-
ной жизненной ситуацией, другие застревают на
этапе ее осознания, непринятия [1, 6, 9]. Пребывание
в состоянии длительного стресса может приводить к
психическим расстройствам, психосоматическим
заболеваниям родителей, к нарушению функциони-
рования семьи в целом. Нарушения семейных взаи-
моотношений, в свою очередь, усугубляет наруше-
ния развития ребенка, уже имеющего проблемы со
здоровьем. Кроме того, тесное взаимодействие мате-
ри и больного ребенка, обучение ее приемам коррек-
ции очень важно для коррекции моторного и психи-
ческого развития ребенка, увеличивает эффектив-
ность реабилитации. Следовательно, большое значе-
ние в реабилитации детей-инвалидов имеет оказание
психологической помощи семье, в первую очередь
маме, в вопросах воспитания, принятия ребенка и
взаимодействия с ним [3, 5, 7].
В связи с этим целью исследования явилось изуче-
ние
эмоциональных нарушений у матери, дет-
ско-родительских отношений в семьях
детей-инва-
© коллектив авторов, 2015
УДК 616-053.2-036.86:159.922.1
О.Ю. Кочерова, О.М. Филькина, Н.В. Долотова, А.И. Малышкина, А.Г. Ильин, Е.Н. Антышева
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения РФ, г. Иваново
The article notes that mothers who are raising children with
disabilities, are characterized by impulsiveness, anxiety, elation,
normal levels of empathy. Type of relationship with the child, they
often cause a violation of their own health or authoritarian. Most
mothers take sick children, but the worst is not always understood and
correctly respond to their behavior. Emotional contact with the child
they often optimal, but noted hypo- and overprotection. In the
hierarchy of family units have a primary role of these women takes a
child, they want to keep the family together and give the man a
leading role.
Mothers are not satisfied with the development of the child to feel
responsible for his state of helplessness in the rehabilitation process, not
of its prospects, oschu-schayut not satisfied with their knowledge and
skills in parenting. Greater knowledge chenie in the rehabilitation of
children with disabilities mother withdrawn the help of experts,
underestimating the role. Mothers of children with disabilities are
characterized by high activity in terms of the Treatment tions to
specialists, but not high satisfaction from communicating with them. They
do not always follow the recommendations given to them. Most mothers
believe that children with disabilities can not become equal members of
society.
The revealed features justify the need and direction of family therapy:
correction of emotional disturbances in the mother, child-parent otno-
making in families, improving medical and psychological competence of
mothers, which improves the efficiency of the rehabilitation of children.
Tags: mothers of children with disabilities, rehabilitation, family
therapy
В статье отмечается, что матери, воспитывающие детей-инвали-
дов, характеризуются импульсивностью, тревожностью, приподня-
тым настроением, нормальным уровнем эмпатии. Тип отношений с
ребенком у них часто вызывает нарушение собственного здоровья или
авторитарный. Большинство матерей принимают больных детей, но
хуже понимают и не всегда правильно реагируют на их поведение. Эмо-
циональный контакт с ребенком у них чаще оптимальный, но отмеча-
ется гипо- и гиперопека. Виерархии семейных установок у этихженщин
первостепенную роль занимает ребенок, они хотят сохранить семью и
предоставляют мужчине ведущую роль.
Матери не удовлетворены ходом развития ребенка, чувствуют
ответственность за его состояние, беспомощность в процессе реабили-
тации, не представляют ее перспектив, ощущают не удовлетворен-
ность своими знаниями и умениями в воспитании детей. Большее значе-
ние в реабилитации детей-инвалидов матери отводят помощи специа-
листов, недооценивая свою роль. Матери детей-инвалидов характери-
зуются высокой активностью в плане обращений к специалистам, но не
высокой удовлетворенностью от общения с ними. Они не всегда выпол-
няют данные им рекомендации. Большинство матерей считают, что
дети-инвалиды не могут стать равноправными членами общества.
Выявленные особенности обосновывают необходимость и направле-
ния семейной психотерапии: коррекция эмоциональных нарушений у
матери, детско-родительских отношений в семьях, повышение меди-
цинской и психологической компетенции матерей, что позволяет повы-
сить эффективность реабилитации детей.
Ключевые слова: матери детей-инвалидов, реабилитация, семейная
психотерапия.