Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
№
4. 2015 г.
53
Матери считают, что семьи, в которых воспитыва-
ются дети-инвалиды, для успешной реабилитации
нуждаются в услугах квалифицированных специали-
стов (84,3%), занятиях, обучающих оздоровлению и
развитию ребенка, умению регулировать свое эмоци-
ональное состояние, защите своих прав (74,5%), в
материальной помощи (37,3%), улучшении жилищ-
ных условий (27,5%), в полноценном досуге (18,6%).
На помощь государства в лечении ребенка рассчиты-
вают 64,7% матерей, не рассчитывают – 16,7%, а
18,6% матерей затруднились ответить на этот вопрос.
Большинство матерей (74,3%) считают, что
дети-инвалиды не могут стать равноправными члена-
ми общества, только 9,9% матерей считают, что могут,
а 15,8% – затруднились ответить на этот вопрос. Это
свидетельствует о том, что матери низко оценивают
возможности социализации таких детей в обществе.
Отношением окружающих людей к своему ребен-
ку удовлетворены 57,3% матерей, каждая третья
(33%) не вполне удовлетворена, а 5,8% – вообще не
удовлетворены.
Обсуждение
Как следует из результатов исследования,
матери
детей-инвалидов, в отличие от матерей детей с ком-
пенсацией ППЦНС, больше сосредоточены на своем
плохом самочувствии, импульсивны, испытывают
тревогу, приподнятое состояние (гипоманию),
имеют преимущественно нормальный уровень эмпа-
тии. Тип отношений с ребенком-инвалидом у мате-
рей чаще психосоматичный (вызывающий наруше-
ние здоровья у самой матери) или авторитарный
(усиливающий эмоциональные нарушения у ребен-
ка). Большинство матерей принимают больных
детей, но хуже понимают и не всегда правильно реа-
гируют на их поведение. Эмоциональный контакт с
ребенком у них чаще оптимальный, реже гипо– или
гиперопека. В иерархии семейных установок у этих
женщин первостепенную роль занимает ребенок,
они чаще хотят сохранить семью, менее лояльно
относятся к разводу, предоставляют мужчине веду-
щую роль в семье.
Матери чаще не удовлетворены ходом развития
ребенка, чувствуют ответственность за его состояние и
беспомощность в реабилитации, хуже представляя, что
будет необходимо для реабилитации ребенка в буду-
щем, ощущают неудовлетворенность своими знаниями
и умениями в процессе воспитания детей. Большее
значение в реабилитации детей-инвалидов матери
отводят помощи специалистов, недооценивая роли
качественного питания ребенка, развивающих игр,
организации полноценного досуга, то есть свою роль.
Матери детей-инвалидов характеризуются более высо-
кой активностью в плане обращений к специалистам,
однако удовлетворенность от общения со специалиста-
ми невысокая. Они недооценивают роль педиатра,
иммунолога, окулиста, педагога, массажиста в реаби-
литации детей. Матери детей-инвалидов не всегда
выполняют данные им рекомендации, что свидетель-
ствует о недооценке собственной значимости в реаби-
литационном процессе и невысокой их исполнитель-
ности. Только половина матерей удовлетворены отно-
шениемокружающихлюдейкихребенку.Большинство
матерей считают, что дети-инвалиды не могут стать
равноправными членами общества, что свидетельству-
ет о низкой оценке реабилитационного потенциала
детей и возможности их социализации.
Выявленные эмоциональные особенности мате-
рей, межличностные отношения в семьях, отноше-
ние к воспитанию и реабилитации детей-инвалидов
обосновывают необходимость и направления семей-
ной психотерапии, которые перечислены ниже:
Коррекция эмоциональных нарушений у матерей
·
Формирование конструктивных установок на
развитие ребенка. Важно, чтобы мать приняла пси-
хотравмирующую ситуацию (болезнь ребенка),
активно включилась в реабилитационный процесс,
научилась обеспечивать ребенка-инвалида грамот-
ным уходом, включающим в себя элементы разви-
тия; максимально возможно прививала ему навыки
самообслуживания; способствовала социализации
его в обществе.
·
Для эмоциональной поддержки матери важно
формировать конструктивные установки на сохране-
ние семейных отношений у отца, сохранять здоро-
вую психологическую атмосферу в семье; помогать
матери в реабилитации ребенка, обеспечить мораль-
ной, материальной и реальной (помощь в уходе, вос-
питании ребенка, работа по дому и т.д.) поддержкой
со стороны всех членов семьи.
·
Формирование конструктивных установок на
сохранение семейных отношений у матери: не обде-
лять вниманием и любовью членов семьи; стремиться
к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность
саморазвития и полноценной жизни. Если в семье
есть еще дети, то их также нужно привлекать к уходу за
больным ребенком, способствовать формированию
теплых взаимоотношений, учить быть полезными
друг другу, поскольку именно с кем-то из них впо-
следствии, возможно, придется жить инвалиду.
Коррекция детско-родительских отношений
·
Для формирования адекватных взаимоотноше-
ний матери с больным ребенком важно научить мать
правильно понимать и реагировать на его поведение,
измененное неврологической патологией.
·
При выявлении психосоматичного типа отноше-
ний необходимо, чтобы мать могла поделиться свои-
ми проблемами с членами семьи или психотера-
певтом, почувствовать их поддержку (способствовать
отреагированию эмоционального состояния).
·
При авторитарном типе отношений врач-невро-
лог или психотерапевт должны научить мать пра-
вильно понимать возможности ребенка и предъяв-