- page 54

4. 2015 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
54
лять к нему адекватные требования, что он не может,
а что не хочет сделать.
·
При невротичном типе отношений матери также
важно понять реальные возможности ребенка-инва-
лида и не ограничивать его активность, а, наоборот,
способствовать развитию навыков самообслужива-
ния, активно его социализировать.
·
При выявлении гипо– или гиперопеки необхо-
димо обучение матери адекватному восприятию и
удовлетворению потребностей ребенка — не ограни-
чивать его самостоятельность, выполняя за него то,
что он может, но и не пренебрегать его просьбами.
·
проводить работу с членами семьи по согласова-
нию их требований к ребенку.
Формирование правильного отношения к реаби-
литации, повышение медицинской и психологиче-
ской компетенции матерей:
·
объяснение роли каждого специалиста в реаби-
литации, важности длительного, комплексного и
регулярного лечения;
·
объяснение роли матери в реабилитации ребенка;
·
обучение матери приемам коррекции и развития
общей и мелкой моторики, понимаемой и активной
речи (начиная с доречевого развития), сенсорного
развития и т.д.
·
объяснение реальной перспективы реабилита-
ции, возможностей ребенка и зоны его ближайшего
развития;
·
достижение согласованности между ожиданиями
и реальными возможностями ребенка;
·
разработка индивидуального образовательного
маршрута для ребенка и обсуждение с матерью воз-
можности его социализации;
·
тренинги детско-родительских отношений;
·
обучение родителей навыкам эффективного
общения;
·
обучение матери приемам саморегуляции эмоци-
онального состояния.
Используются такие формы работы, как роди-
тельский семинар, тренинг. В повышении меди-
цинской компетенции матерей участвуют врачи
всех специальностей, занимающиеся реабилитаци-
ей ребенка, поэтому для профилактики ятрогений
важно, чтобы они соблюдали деонтологические
правила общения с родителями. Психологическую
компетентность должны повышать медицинские
психологи и семейные психотерапевты.
Заключение
Комплексная реабилитация ребенка-инвалида
должна включать семейную психотерапию, направ-
ленную на коррекцию эмоциональных нарушений
у матери, детско-родительских отношений, повы-
шение медицинской и психологической компетен-
ции матерей, что позволяет повысить эффектив-
ность реабилитации детей.
Литература:
1. Васильева Е.И. Проблемы социальной реабилитации
семьи, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с
ограниченными возможностями здоровья / Гуманитар-
ные, социально-экономические и общественные науки. –
2014. – №11-2. С. 45-48.
2. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в семье: практическое пособие. М. 2007. С. 20-26.
3. Ковшова О.С. Психологическое сопровождение и психо-
терапия семьи с тяжелым соматическим заболеванием /
Международный научно-исследовательский журнал. –
2014. – №3-2 (22). С. 107-108.
4. Комплект методик для психологической диагностики кан-
дидатов в приемные родители. Выпуск 1. – Центр
«Ресурс». – Ярославль. – 2007. С. 18.
5. Науменко Л.Л., Морозова Е.В., Жукова Е.В., Романова
З.А. Ранняя помощь семьям с детьми-инвалидами и их
сопровождение / Медико-социальные проблемы инвалид-
ности. – 2014. – № 2. С. 61-65.
6. Нервно-психическое и физическое развитие, эмоциональ-
ное состояние детей с перинатальными поражениями
ЦНС в зависимости от личностных характеристик их
родителей: пособие для врачей / О.М. Филькина,
О.Ю. Кочерова, Л.А. Пыхтина, Е.А. Воробьева и др. Ива-
ново, 2006. – 20 с.
7. Ральникова И.А., Шмакова С.С. Рождение ребенка-инва-
лида как событие, инициирующее трансформацию субъ-
ективной картины жизни матери / Гуманитарная экспер-
тиза. – Алтайский государственный университет. – 2008. –
№4. С. 199.
8. Собчик Л.Н. Экспресс-диагностика состояния, тест
МИНИ – СМИЛ. М. 2002. – 6 с.
9. Сорокин В.М. Психологическое содержание реакций
родителей на факт рождения больного ребенка / Вестник
Санкт-Петербургского университета. – 2008. – Сер. 12. –
Вып. 3. С. 15.
10. Старшенбаум Г.В. Как стать семейным психологом:
интер­активный учебник. Тесты, упражнения, ролевые
игры. – Психотерапия. – М. – 2007. С. 234–237.
11. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии:
диагностика и консультирование. – М.: Книголюб, 2008. –
144 с.
12. Юсупов И.М. Диагностика уровня поликоммуникативной
эмпатии / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическая диагностика развития лич-
ности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотера-
пии, 2002. С. 153-156.
Поступила 19.06.2015 г.
s
1...,44,45,46,47,48,49,50,51,52,53 55,56
Powered by FlippingBook