Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
№
4. 2015 г.
51
По уровню эмпатии матери сравниваемых групп
практически не различались (53,9±0,78 и 52,74±1,09).
Нормальный уровень эмпатии выявлялся у 88,2%
матерей детей-инвалидов и 88,0% матерей группы
сравнения. Высокий уровень эмпатии выявлялся у
11,8%матерей детей-инвалидов и 10,0%матерей груп-
пы сравнения, а низкий – 0% и 2,0% соответственно.
При анализе данных, по определению семейных
установок, у матерей детей-инвалидов наиболее
высокий балл выявлен по шкале «Отношение к
детям» (1,88±0,05 балла), т.е. дети играют большое
значение в их жизни. Высокий балл (1,68±0,05 балла)
по шкале «Ориентация на совместную или раздель-
ную деятельность супругов» свидетельствует об ори-
ентации матерей на совместную деятельность с
супругом. Высокий балл по шкале «Отношение к
разводу» (1,27±0,04 балла) свидетельствует о беспо-
койстве матерей по поводу развода. Низкие баллы по
шкалам «Отношение к сексуальной сфере в семей-
ной жизни» (0,31±0,06 балла) и «Отношение к патри-
архальному или равноправному устройству семьи»
(-0,63±0,08 балла) свидетельствует о высоком значе-
нии сексуальной сферы в жизни семьи и об ориента-
ции на патриархальное ее устройство, т.е. предостав-
ление мужчине ведущей роли.
По шкалам «Отношение к детям» и «Ориентация
на совместную или раздельную деятельность супру-
гов», «Отношение к сексуальной сфере в семейной
жизни» балльные оценки в группах матерей детей-ин-
валидов и детей с компенсацией ППЦНС не отлича-
лись. По шкале «Отношение к разводу» у матерей
детей-инвалидов выявлены достоверно более высо-
кие балльные оценки, чем в группе сравнения
(1,27±0,04 и 1,04±,07 балла, р<0,01), что свидетель-
ствует о менее лояльном их отношении к разводу, а
по шкале «Отношение к патриархальному или равно-
правному устройству семьи» более низкие балльные
оценки (-0,53±0,08 и 0,72±0,06 балла, р<0,05), что
свидетельствует о традиционном (патриархальном)
представлении о роли женщины в семье.
У матерей, воспитывающих ребенка-инвалида,
чаще всего выявляется психосоматичный тип отно-
шений (37,5%), который характеризуется высоким
уровнем ответственности. Проблема ребенка, чаще
скрываемая от посторонних взглядов, переживается
изнутри и оказывается причиной нарушений в
психосоматической сфере. Для этих женщин харак-
терно стремление «положить собственное здоровье
на алтарь жизни своего ребенка», все усилия направ-
ляются на оказание ему помощи [11].
У каждой третьей женщины (32,7%) выявлен авто-
ритарный тип отношений с ребенком, характеризую-
щийся жестким, требовательным отношением к боль-
ному ребенку, что может усиливать у него эмоцио-
нальные нарушения. У матерей формируется стойкое
желание найти выход из создавшегося положения, как
для себя, так и для своего ребенка. Такой тип матерей
направляет свои усилия на поиски лучшего врача,
больницы, метода лечения, лучшего педагога, знаме-
нитых экстрасенсов и народных целителей. Они обла-
дают умением не видеть преграды на своем пути и
уверенностью в том, что когда-либо может произойти
чудо и с их ребенком. Авторитарные родители часто
выдвигают нереальные требования к своему ребенку,
не соответствующие его возможностям, настойчивое
стремление всегда ориентироваться только на свои
личностные жизненные установки (вопреки мнению
значимых лиц) не позволяет им увидеть реальные пер-
спективы развития ребенка [11].
У 4,8% матерей выявлен невротичный тип отно-
шений с ребенком. Эта категория матерей чрезмерно
фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося
положения, что значительно ухудшает ее психологи-
ческое состояние, стремится оградить ребенка от
всех возможных проблем, и даже от тех, которые он
может решить собственными силами. Такие матери
удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать
что-то сам, и считают, что большего от него ждать
нечего. Нередко у таких матерей постоянно сохраня-
ется тревожный фон настроения, присутствуют
излишние опасения чего-либо. Это, в свою очередь,
передается ребенку и становится одной из причин
формирования у него невротических черт характера.
Матери невротичного типа недостаточно критично
оценивают возможности своего ребенка, подсозна-
тельно стремятся скрыть его дефект и выдать желае-
мые результаты развития за действительные [11].
У 10,6% матерей отношения с ребенком носили сме-
шанный характер. Адекватное отношение к болезни
ребенка было выявлено лишь у 1,9% матерей.
При определении воспитательских умений у мате-
рей детей с отклонениями в развитии по шкалам
«принятие – отвержение» (8-балльная шкала),
«понимание – непонимание ребенка» (9-балльная
шкала), «адекватные – неадекватные формы взаимо-
действия с ребенком» (6-балльная шкала) средние
баллы составили 7,6±0,7; 7,4±0,97 и 4,7±0,9 соответ-
ственно. Максимальный балл по первой шкале выяв-
лен у 69,9% матерей, по второй – у 12,4%, по третьей
– у 21,9% матерей. По второй и третьей шкале макси-
мальный балл выявлен реже, чем по первой шкале
(69,9% и 12,4%, р<0,05; 69,9% и 21,9%, р<0,05), что
свидетельствует о том, что большинство матерей
принимают больных детей, но хуже понимают и не
всегда правильно реагируют на их поведение.
При изучении отношения матерей к детям по
методике Т.С. Шеффер и Р.К. Белл у большинства
матерей (67,6%) выявлен оптимальный эмоциональ-
ный контакт с больным ребенком, 16,7% – излишне
опекают своего ребенка (гиперопека), а 5,9% – недо-
статочно внимания и времени уделяют своему ребен-
ку, дистанцируются от него (гипоопека). У 9,8%
матерей получились пограничные данные между
оптимальным контактом и гиперопекой.