№
4. 2015 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
52
Оптимальный эмоциональный контакт у матерей
детей-инвалидов выявлялся в 1,2 раза чаще, чем в
группе сравнения (67,6% и 56%), гипоопека и гипер
опека – в 2 раза реже (5,9% и 12,0%; 16,7% и 32,0%,
р<0,05). У 9,8% матерей, воспитывающих ребенка-ин-
валида, регистрировались результаты на границе двух
типов отношений с ребенком (оптимальный и гипер
опека), при отсутствии таких в группе сравнения.
При анализе отношения матерей к реабилитации
детей выявлено, что удовлетворенность ходом разви-
тия ребенка, оцениваемая по десятибалльной шкале,
у матерей детей-инвалидов достоверно ниже, чем в
группе сравнения (4,9±0,2 и 8,24±0,21 балла,
р<0,001). Матери детей-инвалидов считают, что
сегодняшнее и будущее состояние здоровья ребенка
в значительной степени зависит от них – средний
балл составил 7,9±0,2 и 8,1±0,2 соответственно. Но
эти оценки у матерей детей-инвалидов были также
несколько ниже, чем в группе сравнения (7,9±0,2 и
8,12±0,25; 8,1±0,2 и 8,3±0,26 балла соответственно).
Каждая третья мать (31,7%), воспитывающая
ребенка-инвалида, часто чувствует свою беспомощ-
ность в реабилитации ребенка, при отсутствии таких
матерей в группе сравнения. Треть матерей детей-ин-
валидов (29,7%) и 48,0% матерей группы сравнения
затруднились с ответом на этот вопрос (р<0,05). Редко
ощущают свою беспомощность 38,6% матерей
детей-инвалидов, что в 1,3 раза реже, чем в группе
сравнения. То есть матери детей-инвалидов чаще чув-
ствуют свою беспомощность в реабилитации ребенка
и часто даже не знают, могут ли они ему помочь.
Своими знаниями и умениями, необходимыми для
воспитания детей, не удовлетворены 41,2% матерей
детей-инвалидов, 37,23% – удовлетворены, а 21,5%
матерей затруднились оценить свои знания и умения.
Изучалось представление матерей о том, что необ-
ходимо предпринять для оздоровления и развития
ребенка в ближайшее время, через год, через три
года. Выявлено, что матери детей-инвалидов чаще,
чем в группе сравнения, хорошо представляют, в чем
нуждается их ребенок в ближайшее время (90,2% и
62,0%, р<0,001). Но количество матерей детей-инва-
лидов, хорошо представляющих, в чем будет нуждать-
ся их ребенок через год, уменьшается более чем в 2
раза (с 90,2% до 40,2%) и становится меньше, чем в
группе сравнения (40,2% и 56,0% соответственно).
о перспективах через три года имеют хорошее пред-
ставление лишь 20,6% матерей детей-инвалидов, что
достоверно меньше, чем в группе сравнения (42,0%,
р<0,01). Это свидетельствует о недостаточном пред-
ставлении о процессе реабилитации у матерей
детей-инвалидов, особенно в перспективе.
Матерей детей-инвалидов значительно чаще, чем
матерей группы сравнения, беспокоят нарушения
движения у детей (86,4% и 2,0%, р<0,001), отставание
в речевом (57,3% и 8,0%, р<0,001), психическом раз-
витии (62,1% и 0%, р<0,001), плохой аппетит (27,2% и
8,0%, р<0,001). В меньшей степени беспокоят раздра-
жительность, капризы ребенка (23,3%), упрямство,
непослушание, агрессивное поведение (14,6%), обид-
чивость (11,6%), замкнутость, застенчивость, трудно-
сти в общении (8,7%), внешние дефекты на лице или
теле (6,8%), плаксивость, медлительность, несобран-
ность (5,8%), дурные привычки (4,8%). В 3 раза реже
матери детей-инвалидов обеспокоены нетерпеливо-
стью и неусидчивостью детей (6,8% и 20,0%, р<0,001).
Среди матерей детей-инвалидов не было таких, кото-
рых ничего не беспокоит в их ребенке, тогда как в
группе сравнения таких матерей 30,0%.
Для успешной реабилитации детей-инвалидов
матери в 7,4 раза чаще, чем матери детей с компенса-
цией ППЦНС, рассчитывают на помощь специали-
стов (89,2% и 12,0%, р<0,001). Их активность, оцени-
ваемая по количеству обращений по поводу ребенка
в различные учреждения за год, была выше (12,4±0,98
и 9,2±0,95, р<0,02).
По мнению матерей, для реабилитации детей-ин-
валидов достоверно чаще необходима помощь:
невролога (95,1% и 66,0%, р<0,001), ортопеда (61,2%
и 14,0%, р<0,001), психолога (39,8% и 8,0%, р<0,001),
логопеда (53,4% и 2,0%, р<0,001), игротерапевта
(14,6% и 4,0%, р<0,02).
Они обращались преимущественно к следующим
специалистам: врачам (100%), социальным работникам
(44,7%), психологам (33%), педагогам (17,5%), логопе-
дам (10,7%), юристам (4,8%). По сравнению с группой
сравнения, достоверно чаще обращались к психологу
(33,0%и2,0%, р<0,001), педагогу (17,5%и6,0%, р<0,05),
социальному работнику (44,7% и 2,0%, р<0,001).
В большинстве случаев обращений (94,1%) были
даны рекомендации, которые выполнялись в 80,4%
случаев, в 16,7% случаев выполнить рекомендации не
всегда удавалось.
Удовлетворенность общением со специалистами
матерей детей-инвалидов была ниже, чем в группе
сравнения. Они реже были удовлетворены общением
со специалистами: практически всегда (38,2% и 60,0%,
р<0,01), чаще – далеко не всегда (52,9% и 24,0%,
р<0,001) или в редких случаях (5,9%и 4,0%), затрудни-
лись с ответом на этот вопрос (2,9% и 12,0%, р<0,01).
По мнению матерей, дети-инвалиды нуждаются в
помощи специалистов (89,2%), во внимании и пони-
мании (37,3%), в том, чтобы с ними чаще играли
(28,4%), в развлечениях и друзьях (22,5%), разноо-
бразных игрушках (10,8%), качественном питании
(3,9%). О необходимости внимания и понимания
ребенка заявили практически одинаковое количе-
ство матерей сравниваемых групп (37,3% и 38,0%).
Матери детей-инвалидов реже, чем в группе сравне-
ния, считают, что для успешной реабилитации необ-
ходимо качественное питание ребенка (3,9% и 14,0%,
р<0,05) и что с ним нужно чаще играть (28,4% и
54,0%, р<0,01), хотя о необходимости разнообразных
игрушек указали в 2,7 раза чаще (10,8% и 4,0%).