- page 50

4. 2015 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
50
лидов
для
обоснования направлений психотерапии в
их комплексной реабилитации.
Использованные материалы и методы.
проведено
психологическое обследование 104 матерей, воспиты-
вающих детей-инвалидов вследствие детского цере-
брального паралича, и 50 матерей детей с компенсацией
перинатального поражения центральной нервной
системы (ППЦНС) – группа сравнения. Личностные
особенности родителей изучали по 13 шкалам, входя-
щим в методику МИНИ-СМИЛ [8]: L – шкала лжи;
F – стремление подчеркнуть тяжесть своего состояния;
K – шкала неоткровенности; 1 шкала – сосредоточен-
ность на плохом самочувствии, ипохондричность;
2 шкала –сниженный фон настроения, депрессия;
3 шкала – демонстративность, истероидные черты;
4 шкала – амбициозность, импульсивность, возбуди-
мые черты; 5шкала – стремление подчеркнуть мягкость
(у мужчин) или решительность (у женщин), трудности
межличностного общения; 6 шкала – упрямство, подо-
зрительность, паранойяльность; 7шкала –повышенная
тревожность, состояние тревоги; 8 шкала – оригиналь-
ность, своеобразие, шизотимные особенности;
9 шкала – гипертимные черты, эмоциональная незре-
лость; 0 шкала – замкнутость, аутичность.
Способность к эмпатии (сопереживанию) выявля-
ли по методике И.М. Юсупова [4]. По данной мето-
дике выделяют 5 уровней эмпатийности: 1) 11 баллов
и менее – очень низкий уровень – эмпатийные тен-
денции личности не развиты; 2) 12-36 баллов – низ-
кий уровень – затруднения в установлении контак-
тов с людьми; 2) от 37 до 62 баллов – нормальный
уровень эмпатийности; 3) от 63 до 81 балла – высокая
эмпатийность – человек чувствителен к нуждам и
проблемам окружающих, великодушен, склонен
многое им прощать; 4) от 82 до 90 баллов – очень
высокий уровень – у человека болезненно развито
сопереживание, он близок к невротическим срывам.
Семейные установки родителей выявляли по
методике Д.Н. Узнадзе по 5 шкалам: 1 – отношение к
детям; 2 – ориентация на совместную или раздель-
ную деятельность; 3 – отношение к разводу; 4 –
к патриархальному или равноправному устройству
семьи; 5 – к сексуальной сфере в семейной жизни.
Отношение родителей к ребенку изучали по методи-
ке Е.С. Шеффер, Р.К. Белла по 3 шкалам: 1 – опти-
мальный эмоциональный контакт, 2 – гипоопека,
3 – гиперопека [10, 4].
Определялся также «Психологический тип родите-
ля», воспитывающего ребенка с отклонениями в разви-
тии. По сумме баллов определяют один из трех типов
родителя: психосоматичный, авторитарный, невротич-
ный. «Воспитательские умения у родителей детей с
отклонениями в развитии» определяли по трем шка-
лам: «Эмоциональное принятие — отвержение ребен-
ка», «Рациональное понимание — непонимание про-
блем ребенка», «Адекватные — неадекватные формы
взаимодействия»
(методики В.В. Ткачевой)
[11].
Осведомленность матерей о состоянии здоровья
ребенка и отношение к его реабилитации выявляли
по методике О.В. Солодянкиной [2]. Вопросы дан-
ной методики выявляют уровень реабилитационной
культуры: удовлетворенность состоянием ребенка;
представление о его первостепенных потребностях,
уверенность в реабилитации; активность в реабили-
тации ребенка; представление о ведущих направле-
ниях этой активности; исполнительности и добросо-
вестности в этом процессе; конфликтности и степе-
ни удовлетворенности результатами.
Статистическая обработка материала проводилась
с использованием программ MS Exel XP и Statistica
6,0. Вычислялась средняя арифметическая величина
(М), среднее квадратичное отклонение (s), средняя
ошибка (m). Проводилась оценка достоверности раз-
личий статистических показателей (р) по критерию
Фишера и Стьюдента (t).
Результаты работы
Выявлено, что 57,3% матерей, воспитывающих
детей-инвалидов, характеризовались мужественны-
ми чертами характера, у 56,3% женщин отмечалась
гипомания – приподнятое настроение, иногда
сопровождающееся раздражительностью, повышен-
ная энергичность и активность. У 28,2% матерей
диагностировалась сосредоточенность на плохом
самочувствии, у 26,2% – повышенная тревожность,
29,1% – находились в состоянии тревоги. У 22,3%
матерей отмечалась импульсивность, у 18,4% – подо-
зрительность, конфликтность, у 15,5% – эмоцио-
нально-вегетативная неустойчивость, демонстратив-
ность, у 15,5% – сниженный фон настроения, у
8,3% – замкнутость.
По сравнению с матерями детей с компенсацией
ППЦНС, у матерей детей-инвалидов чаще выявля-
лась сосредоточенность на плохом самочувствии
(28,2% и 12,0%, р<0,02), импульсивность (22,3% и
8,0%, р<0,01), состояние тревоги (29,1% и 14,0%,
р<0,05), гипомания (56,3% и 30,0%, р<0,002), реже
гипертимные черты характера (26,2% и 42,0%,
р<0,05). Т.е. у матерей, воспитывающих ребенка
инвалида, чаще имеют место выраженные эмоцио-
нальные нарушения.
При исследовании эмпатии у большинства мате-
рей детей-инвалидов (88,2%) регистрировался нор-
мальный ее уровень. Такие люди способны понять
мысли и чувства большинства людей, но сопережи-
вание демонстрируют только по отношению к своим
близким, собственные эмоциональные проявления
обычно контролируют. У 11,8% матерей диагности-
рован высокий уровень эмпатии, при котором люди
очень чувствительны к нуждам и проблемам окружа-
ющих, легко находят общий язык практически со
всеми, деликатны [12]. Низкий уровень эмпатии у
матерей не регистрировался.
1...,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49 51,52,53,54,55,56
Powered by FlippingBook