•
нехватка лекарств заставляет «лечить собой», что предпола4
гает усиленный уход за пациентами, включающий боль4
шую самоотдачу;
•
крайне малое количество добровольцев в хосписе контра4
стирует с западными показателями, где на 20 больных при4
ходится до 150 волонтеров (Гнездилов А.В., 1994).
В мировой практике паллиативного ухода существует 5 клю4
чевых принципов, подкрепляющих паллиативное обслуживание и
являющихся характерной чертой образовательного курса в пал4
лиативной сфере, какой бы специфический предмет не рассмат4
ривался, и какой бы дисциплине не обучали. Некоторые из этих
принципов относятся к другим отраслям здравоохранения, соци4
ального обслуживания и могут быть также включены в образова4
тельные курсы обучения (Модников О.П., Биктимиров Т.З., 19954
1999; Мельченко Н.И., 1998; Менделеевич В.Д., 1998).
В эти принципы входят:
•
концентрация на качестве жизни (включая хороший конт4
роль за болью);
•
личностный подход;
•
окружение заботой как самого пациента, так и тех, кто име4
ет для него значение;
•
независимость пациента и его право выбора;
•
акцентирование внимания на открытое, восприимчивое
общение.
По мнению специалистов Хосписа Св. Христофора, овладе4
ние знаниями о сущности хосписа и паллиативного лечения мо4
жет быть разделено на три фазы:
•
Обучение в вузе
. Предлагается включить раздел «уход за
умирающим» в учебный процесс. Обучение должно быть
сфокусировано на психологических и эмоциональных по4
требностях пациентов и их семей;
•
Повышение профессионального уровня
. Предлагается в систе4
му обучения на этом уровне включить практические заня4
тия по уходу за умирающими, чтобы практикующиеся мог4
ли поддерживать свои знания на необходимом уровне;
•
Подготовка специалистов в аспирантуре
. Необходимо
пройти основной теоретический подготовительный курс,
дающий широкие возможности перехода от теории к прак4
тике в реальной ситуации. При этом высококвалифициро4
ванный персонал контролирует практикантов с целью со4
вершенствования их навыков.
Специалисты в области паллиативного ухода отмечают, что
профессиональное образование практически игнорирует этничес4
374
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II