- page 346

тии, или искаженного развития тех или иных высших психических
функций (произвольное внимание, память, речевая и связанные с
ней функции, координация движений и мелкая моторика) и нега4
тивно влияет на формирование произвольного поведения в целом
и как следствие личности ребенка. Все перечисленные проблемы
учитываются при формировании программы психолого4педагоги4
ческой реабилитации, т.е. системы диагностических, коррекцион4
ных и профилактических мероприятий, направленных на реше4
ние личностных, эмоциональных, семейных и других психологи4
ческих проблем, улучшение интеллектуальных способностей, уст4
ранение устойчивых вредных привычек и девиаций поведения.
Основные направления работы психологов:
1. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, развивающие
и коррекционные занятия).
2. Работа с педагогами и воспитателями (консультирование
по проблемам межличностных отношений детей и взрос4
лых, по вопросам формирования детского коллектива, дет4
ско4взрослой общности).
3. Работа с родителями (беседы о личностных особенностях
детей, консультирование по семейным проблемам, коррек4
ция детско4родительских отношений).
Основу программы психолого4педагогической реабилитации
составляет работа детей с природными материалами в мастерских
керамики, ткачества, обработки дерева, а также в театральной, ху4
дожественной, музыкальной, экологической мастерских. Здесь
решается комплекс задач: психологическая коррекция и психоте4
рапия, эстетическое воспитание, первичная профессионализация.
У детей с постлучевой энцефалопатией занятия в мастерских тре4
нируют способность к концентрации внимания, усидчивость,
улучшают координацию движений и мелкую моторику.
Занятия в керамической мастерской знакомят детей с разли4
чными традиционными способами обработки глины и изготовле4
ния различных по сложности изделий: игрушек, предметов до4
машнего обихода и пр. В процессе работы в мастерской дети узна4
ют много нового, т.е. стимулируется их познавательная актив4
ность, вырабатывается положительная мотивация к трудовой дея4
тельности. Работа с глиной требует усидчивости, концентрации
внимания, тренирует координацию движений, улучшает мелкую
моторику, т.е. по системе обратной связи оказывает положитель4
ное влияние на состояние коры головного мозга и подкорковых
структур, поврежденных при облучении черепа. Таким образом,
мастерская керамики является арттерапевтической мастерской.
Все сказанное о керамической мастерской относится и к занятиям
346
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,336,337,338,339,340,341,342,343,344,345 347,348,349,350,351,352,353,354,355,356,...486
Powered by FlippingBook