тальные женщины не в состоянии продемонстрировать не только
примитивную организацию рисунка, но даже банальное символи4
ческое изображение ряда образов. У 40% женщин задание вызыва4
ет беспокойство, явную скованность, жалобы на головную боль и
просьбу разрешить отсрочить выполнение задание на 142 дня. Ри4
сунки у них имеют примитивную организацию, а изобразить «по4
жирающее чудовище» им просто не по силам.
Для больных характерно не только снижение способности
выражать агрессию, но и склонность считать факторы агрессии за4
ведомо преобладающими, фатальными, сопротивление им — бес4
смысленным. В жизненных ситуациях же в качестве объекта для
агрессии выступает сама больная женщина.
«Меч» — может рассматриваться как орудие убийства (то есть
агрессии) или как средство защиты. Более реальной является вто4
рая версия. Трудности в изображении «меча» встречаются у 31%
женщин. Маленький схематичный «меч» изображают 17% боль4
ных, защититься таким мечом от явно преобладающей агрессии
невозможно. Интересно, что 49% больных изображают меч очень
большим и называют его «орудием для убийства». При этом чело4
век, который должен им воспользоваться, значительно меньше в
размерах. Это свидетельствует о том, что женщины представляют
себе средства защиты от агрессии, но использовать эти средства
они не в состоянии.
Таким образом, интерпретация картинки «меч» позволяет го4
ворить не только о редуцированной способности выражать агрес4
сию, но и о неразвитой системе защиты от агрессии.
Одним из способов защиты от неблагоприятных факторов
среды является использование «убежища». Изображение «убежи4
ща» довольно примитивное, но интересен ассортимент возмож4
ных укрытий: канава «мой дом — моя крепость», убежище на дво4
их (мужчина и женщина), пещера (подземелье). Как правило, для
больных РМЖ характерно стремление самостоятельно в одиночку
спрятаться в какое4то углубление в земле и переждать действие не4
благоприятных внешних факторов. Только 12% женщин предпо4
лагали необходимость переживать неблагоприятные времена с
мужчиной (мужем) и никто — в коллективе. Не обобщая комму4
никативные свойства больных, можно заметить, что в борьбе с фа4
кторами агрессии внешней среды они полагаются только на себя,
необходимость и возможность коллективной защиты для них от4
сутствуют.
При изображении «огня», «воды», «падающей капли» боль4
ные раком молочной железы обычно изображают их в виде пре4
пятствия, нередко непреодолимого. Огонь как символ разруше4
445
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II