762
Курс лекций по паллиативной медицине
результаты исследований [2] свидетельствуют о том, что
самоубийство как грех воспринимают даже те люди, кото-
рые формально отрицают у себя какие-либо религиозные
убеждения.
Известно, что в странах с высокой религиозной куль-
турой уровень самоубийств традиционно ниже, чем в свет-
ских государствах. Но общей тенденцией, регистрируемой
в последние десятилетия во многих странах мира, является
повышение уровня самоубийств на фоне снижения значи-
мости религиозных традиций. Недостаток этих знаний в
популяции способствует актуализации самых различных
теорий. Одним из наиболее интересных направлений в
этой области являются наблюдения лиц, перенесших кли-
ническую смерть и описывающих опыт посмертного суще-
ствования. Исследования Р. Моуди [16] показали доста-
точное распространение данного феномена, структурными
элементами которого являются: отделение «тонкого» тела
от физического и возможность увидеть себя со стороны;
полет в тоннеле к Свету, встреча с умершими близкими,
друзьями, общение с Богом и др. Феномен «посмертного
существования» присутствует у отдельных индивидов, со-
вершивших суицидальную попытку. При этом наблюдает-
ся наличие достаточно явной связи сюжетных линий опи-
сываемых образов с культурной средой и ее религиозной
основой (описаний в традициях православия или ислама),
а также негативное отношения «встречающей» стороны к
суицидентам [5].
Включение данной темы в процесс психотерапевти-
ческого воздействия носит индивидуальный характер, но
обычно обсуждение феноменов «посмертного существо-
вания» в подавляющем большинстве случаев не вызыва-
ет сопротивления суицидентов. Напротив, предъявление
известных художественных образов из кино, литературы
чаще находит положительный отклик, особенно среди мо-