62. Медицинские работники, оказывающие помощь, должны тщательно
взвесить преимущества и возможные отрицательные последствия
лечения («деяние блага») и оценить степень риска от принятия того или
иного клинического решения («не навреди») для того, чтобы избежать
бесполезного лечения, которое ничего не даст для профилактики,
лечения, ухода, реабилитации и избавления от боли. Также следует
отказаться от вмешательств, которые, дав временный результат, могут
ухудшить общее благополучие пациента.
63. Однако обычный подход к медицинской этике как к соблюдению
правил, проиллюстрированный четырьмя выше упомянутыми
принципами, может не оправдать себя в данной области. Недавно
разработанные направления медицинской этики, такие как этика
оказания помощи (Tronto, 1993) и этика достоинства (MacIntyre, 1995)
более подходят для применения в паллиативной помощи. Этика оказания
помощи подчеркивает особенно уязвимую и зависимую природу
человеческого существа. Следовательно, этика определяет не только
принятие решений, но также качественный характер взаимоотношений:
непрерывность, открытость, доверие и надежность.
64
.
Этика достоинства критикует этический подход к принятию решений:
она подчеркивает важность постоянного действия, варианты которого
могут быть различны.
65. Пациенты с далеко зашедшими заболеваниями и умирающие имеют в
точности такие же права, как и другие больные. Среди них право на
получение медицинской помощи и ухода (например, близкий
родственник может оставаться у постели больного); право получить
информацию; но также право отказаться от получения информации, от
диагностических процедур и/или лечения. Отказ от лечения должен быть
обязательно принят, особенно в том случае, если предполагаемое
лечение не может продлить жизнь больного. Отказ от лечения ни в коем
случае не должен повлиять на качество паллиативной помощи. Наиболее
важным является то, что в паллиативной помощи пациенты имеют право
на максимальное уважение человеческого достоинства, получение
наилучшего обезболивания и уменьшение страдания.
38
CM(2003)130