58. В паллиативной помощи существует огромное число этических проблем,
большинство из них подобны тем, которые возникают и в других
областях здравоохранения. Однако некоторые проблемы (такие как
проблемы, возникающие в конце жизни больного) определенно являются
специфическими.
59. В основе этических принципов паллиативной помощи лежит признание
того, что инкурабельный и/или терминальный больной – это не
биологический объект, для которого больше ничего нельзя сделать, или
существо, которое нуждается лишь в обезболивании, и чью жизнь
продлевать не имеет смысла. Это человеческая личность. Если это так,
то он способен слышать, чувствовать и понимать до самого конца, если с
ним будут поддерживать общение. Это общение дает опыт развития и
духовного роста.
60. Специалистам следует признать, что возможности медицины
ограничены, и отказаться от ненужного лечения. Необходимо бросить
вызов иллюзии о том, что устранение симптомов – это единственный
путь борьбы с болью и страданием. Следует также помнить, что
тотальная
боль
(страх
смерти
и
изоляции,
одиночество,
экзистенциальные проблемы, осознание того, что ты обуза для других и
т.п.) не может быть устранена только медикаментозными средствами.
Следовательно, в случае тотальной боли эффективность анальгезии
может быть достигнута лишь при совместном применении
медикаментозных и немедикаментозных средств.
61. Согласно четырем принципам биоэтики, сформулированным в 1994 г.
Beauchamp и Childress (уважение автономии пациента, деяние блага,
недеяние зла («не навреди») и принцип справедливости), также как во
всех других сферах медицинской деятельности, врачи и другие
специалисты должны проявлять уважение к автономии пациента (праву
принимать решения относительно своего лечения), согласовывая
приоритеты и цели помощи с больным и его близкими, не скрывая
информацию, которую больной желает знать, и удовлетворяя его
желание отказаться от лечения.
37
CM(2003)130