Журнал «МЕДИЦИНА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
№ 1. 2013 г.
51
эозином по Ван-Гизон. Материал, фиксированный в
2,5% глютатровом альдегиде, постфтксировали в 1%
растворе четырехокиси осмия, дегидратировали в
спиртах, заливали в эпон. Приготовленные на уль-
тратоме «LKB-4» полутонкие срезы окрашивали
толуидиновым синим. Ультратонкие срезы помеща-
ли на медную сетку, контрастировали цитратом
свинца (Reynolds E.S, 1963). Просмотр, фотографи-
рование и подсчет клеточных элементов полутонких
срезов проводили в 5 полях зрения на световом мик-
роскопе «МБИ-6», ультратонких – на электронном
микроскопе «JEM-7A».
Статистическую обработку данных проводили по
правилам непараметрической статистики с критери-
ем Манна-Уитни. Достоверность различий изучае-
мых показателей в исследуемых группах считали при
р<0,05.
Результаты исследований.
При сравнении клеточ-
ного состава гранулем при обострении до и после
комплексного лечения хронического гранулематоз-
ного периодонтита с ТКЛГТ наблюдалась следующая
картина. При обострении отмечалась некоторая тен-
денция к снижению клеток фибробластического
ряда – с 22,1±3,6% до 16,41±2,1% (р>0,05); лимфо-
цитов – с 19,1±2,7% до 7,42±0,9% (р<0,05).
Количество полиморфноядерных лейкоцитов в слу-
чае обострения хронически текущего гранулематоз-
ного воспаления увеличивалось более чем в 3 раза,
что статистически значимо отличалось от содержа-
ния таковых в период ремиссии – 12,2±0,12% и
39,3±4,1% соответственно (р<0,001). Также тенден-
цией к снижению характеризовалось содержание
макрофагов – с 20,1±3,6% до14,6±3,6% (р>0,05) и
плазмоцитов – с 12,3±1,9% до 8,1±1,2% (р>0,1),
количество моноцитов видимо не изменилось – с
14,2±2,3% до 14,17±1,76%.
После лечения в составе хронических периодон-
тальных гранулем преобладали макрофаги –
26,1±2,8%, фибробласты – 21,84±2,0% и плазмоци-
ты – 14,25±1,9%. В фазу обострения хронического
воспаления до проведения эндодонтического лечения
содержание перечисленных клеток было значительно
меньше и составляло, соответственно, 18,69±2,4%
(р<0,05), 15,37±2,1% (<0,05) и 7,06±1,2% (<0,001).
Общее содержание моноцитов не отличалось в
двух сравниваемых группах; общее содержание дан-
ных клеток в гранулемах до лечебного воздействия
составило 21,9±1,6%, после лечения – 20,75±2,3%
(р>0,10).
Количество лимфоцитов, входящих в состав пери-
одонтальных гранулем, после лечения составило
15,52±2,2%, что значимо отличалось от такового в
гранулеме до эндодонтической терапии и ТЭГТ –
21,3±2,7% (р<0,05).
Наиболее значимыми оказались показатели содер-
жания полиморфно-ядерных лейкоцитов, отражаю-
щих остроту воспалительного процесса. Так, в груп-
пе до лечения лейкоциты составили 15,67±4,1%,
после проведения комплексного лечения – 1,53±0,8
(р<0,001).
Заключение.
Таким образом, после комплексного
односеансного лечения хронического гранулематоз-
ного периодонтита в стадии обострения с использо-
ванием ТЭЛТ наблюдалось преобладание клеточного
инфильтрата, указывающего на продуктивный харак-
тер воспаления (лимфоциты, моноциты, плазмоци-
ты), активация макрофагального и фибробластичес-
кого клеточного звена, что способствовало пролифе-
рации соединительнотканных элементов. Появление
тяжей эпителиальных клеток, которые в норме лока-
лизуются в интактной периодонтальной связке
(Кабак Ю.С., Кабак Л.С., Анищенко С.А., 2008),
свидетельствует о выраженных процессах репаратив-
ной регенерации в области периапикальной грануле-
мы после проведения комплексного односеансного
лечения хронического гранулематозного периодон-
тита с применением ТЛГ. Полученные результаты
свидетельствуют о рациональности и целесообраз-
ности предложенной методики.
Психолого-педагогические основы активных
методов обучения в профессиональном
образовании
Сидоренко Л.Л.
Медицинский колледж НИУ «БелГУ»
Современная ситуация в подготовке специалистов
требует коренного изменения стратегии и тактики
обучения ссузе. Главными характеристиками выпуск
ника любого образовательного учреждения являются
его компетентность и мобильность. В этой связи
акценты при изучении учебных дисциплин перено-
сятся на развитие познавательной активности самого
студента. Разработке и внедрению активных методов
обучения в рамках гуманитарного образования пос-
вящена данная статья.
ПринятаяПравительствомРоссийскойФедерации
Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 года [5 с.3] определяет приоритет-
ные цели и задачи, решение которых требует постро-
ения адекватной системы психолого-педагогическо-
го сопровождения образования, изменений в его
структуре и содержании.
Успешность достижения этой цели зависит не
только от того, что усваивается (содержание обуче-
ния), но и от того, как усваивается: индивидуально
или коллективно, в авторитарных или гуманистичес-
ких условиях, с опорой на внимание, восприятие,
память или на весь личностный потенциал человека,
с помощью репродуктивных или активных методов
обучения. Разработка и внедрение активных методов
обучения представлены в разных областях научного
знания и исследованы многими педагогами и психо-
логами. Но недостаточно изучено использование