№ 1. 2013 г.
Журнал «МЕДИЦИНА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
52
активных методов обучения в условиях гуманитарно-
го образования, что предопределило актуальность
данной темы.
Активные методы обучения – это способы активи-
зации учебно-познавательной деятельности студен-
тов [3 с.30], которые побуждают их к активной мыс-
лительной и практической деятельности в процессе
овладения материалом, когда активен не только пре-
подаватель, активны и студенты.
Активные методы обучения – это обучение деятель-
ностью. В основе активных методов лежит диалоги-
ческое общение, как между преподавателем и студен-
тами, так и между самими студентами. В процессе
диалога развиваются коммуникативные способности,
умение решать проблемы коллективно, развиваются
творческие способности и речь студентов. Целью
активных методов является усвоение знаний, умений,
навыков, так чтобы участвовали все психические про-
цессы (речь, память, воображение и т.д.).
Сегодня доминирующей характеристикой деятель-
ности преподавателя становится технологичность,
переход на качественно новую ступень эффективнос-
ти, оптимизации образовательного процесса.
Профессионализм преподавателя высшей категории
предполагает самостоятельную разработку, апробацию
и успешное применение педагогических технологий и
их элементов, владение методиками управления и про-
гнозирования педагогического процесса, создание
оптимальных условий для реализации творческих воз-
можностей студентов, организации их самообразова-
ния. Чтобы решить поставленные задачи в преподава-
нии биологии и генетики человека с основами меди-
цинской генетики, мы стараемся научить студентов
организовывать свою деятельность самостоятельно.
Приэтомкомплексноконструировать занятия, исполь-
зуя интерактивные методы обучения.
Основной формой передачи студентам опыта
творческой активности в начале моей педагогичес-
кой деятельности были разработанные творческие
задачи, при решении которых студенты накапливали
опыт самостоятельного применения знаний в новых
условиях. В этом случае деятельность студентов при-
нимала характер частично поисковый и творческо-
исследовательский. Данная форма проведения заня-
тий была выбрана не случайно, ведь научить можно
только личным примером. Отчуждение студентов от
познавательного труда педагоги пытаются остано-
вить различными способами, главной целью которых
является возбуждение и удержание интереса обучаю-
щихся к учебному труду.
Например, проблемная лекция строится таким
образом, чтобы обусловить появление вопроса в
сознании студента, когда участвуют мышление сту-
дента и его личностное отношение к усваиваемому
материалу. Учебные проблемы должны быть доступ-
ными по своей трудности для студентов, они должны
учитывать познавательные возможности обучаемых
и быть значимыми для усвоения нового материала и
развития личности – общего и профессионального.
Следующим шагом повышения интереса студен-
тов было использование ролевых игр, игр моделиру-
ющих, имитационных, дидактических. «Игра – это
средство, где воспитание переходит в самовоспита-
ние», – говорил А.С. Макаренко. Игровое конструи-
рование занятий повышает включенность студентов
в образовательный процесс, активизирует их позна-
вательную активность и самостоятельную творчес-
кую работу. Игра прежде всего – это метод косвенно-
го воздействия на студентов, когда они не ощущают
себя объектом воздействия преподавателя. В игре
студенты – это полноправные субъекты деятельнос-
ти, поэтому они сами стремятся к преодолению труд-
ностей, ставят задачи и решают их.
Даже маленький элемент игры на занятии оживляет
учебный процесс, создает атмосферу раскованности,
свободы мышления. Назидания заменяются коллек-
тивной работой, находящей свое выражение в теат-
ральном действии или дискуссии, где равнодушие
сменяется заинтересованностью, а преподаватель
переходит из привычной роли наставника в роль кон-
сультанта или организатора деятельности студентов.
Блиц-опрос в игровой форме позволяет ускорить
подведение итогов, осветить свою работу каждому
студенту. Важным психологическим моментом этого
этапа является то, что каждый студент выходит из
деятельности с положительным личным опытом, с
мотивацией перспективы, что является ядром про-
фессионализма педагога и способствует становле-
нию его самого как субъекта профессиональной
деятельности.
Для вооружения студентов методологией сохране-
ния, формирования и развития познавательной актив-
ности были созданы электронные учебные пособия по
курсу «Медицинская генетика», «Биология с основа-
ми медицинской генетики». Причём последнее посо-
бие предполагает возможность использования его для
дистанционного обучения, т.к. система электронного
обучения «Пегас», воболочке которогокурс «Биология
с основами медицинской генетики» реализуется, раз-
мещена в Интернете на сайте колледжа. Цель созда-
ния данных учебных пособий – доступное, наглядное
и демонстрационное изложение материала, которое в
сжатой форме представляет основы биологии и меди-
цинской генетики для студентов медицинского кол-
леджа, систематизация знаний в этой области от фор-
мального понимания законов наследственности и
изменчивости к молекулярно-биологическому пони-
манию сущности гена, его структуры и функций.
Генетические закономерности не всегда легко усваи-
ваются, студент должен настроить себя на вниматель-
ное, иногда неоднократное, изучение соответствую-
щего раздела. В силу наглядности представленного
материала информация любой сложности в работе с
пособиями становится понятной.