297
Глава 5. Психологические аспекты паллиативной медицинской помощи онкологическим пациентам
бальным сигналам: мимике, жестам, позе, тону голоса. Эти
три части Эго получили названия Эго-состояний Родителя
(Р), Взрослого (В) и Ребенка (Ре). Чтобы не путать их с реаль
ными людьми, Эрик Берн предлагает писать Эго-состояния с
заглавной буквы. Он же дает следующее определение Эго-со
стояния: «
Это определенный набор взаимосвязанных между со-
бой мыслей, чувств и поступков»
. Родитель — это набор мыс
лей, чувств и поступков, принятых нами от наших родителей
или тех, кто их заменял. Ребенок — включает мысли, чувства
и поступки, которые остались в нас с того времени, когда мы
былималенькими детьми (в возрасте примерно дошести-семи
лет). Взрослый — взаимосвязанные мысли, эмоции и поступ
ки в ответ на ситуацию «здесь и сейчас». Схематично Эго-со
стояния принято обозначать следующим образом.
Онкологические пациенты в своем большинстве пре
имущественно находятся в Эго-состоянии Ребенка. Они
нередко выглядят беспомощными, неспособными решать
даже повседневные задачи. Это предполагает использова
ние врачами-психотерапевтами, с одной стороны, своего
Родителя с целью оказать им поддержку, а с другой—Взрос
лого, для того, чтобы помочь онкобольным реализовать
взрослый потенциал при решении тех или иных проблем, в
том числе и связанных с заболеванием.
2. Функциональный анализ.
Если структурный анализ от
вечает на вопрос,
какое
Эго-состояние в данный момент ак
тивизировано, то функциональный —
как
оно проявляется.
Р
В
Ре