- page 8

1. 2017 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
8
– «страны-члены ВОЗ несут юридические обяза-
тельства по обеспечению наличия контролируемых
веществ для медицинских целей;
– опиоидные препараты являются незаменимым
средством для устранения умеренной и сильной боли;
– эффективный режим наркоконтроля должен
уравновешивать усилия, направленные как на пре-
дотвращение злоупотребления контролируемыми
веществами, так и на обеспечение их наличия и раз-
решенного применения.
Эти важнейшие международные принципы
Программы
ВОЗ
2011
года
«
Обеспечение
Сбалансированной национальной политики в отноше-
нии контролируемых веществ
» (см. в интернете на
всех основных языках мира, включая русский) пока
отсутствуют в российском законодательстве.
Суть государственной политики РФ в этой сфере
представлена в Федеральном законе о наркотических
средствах (НС) и психотропных веществах (ПВ)
1998 г. с многочисленными поправками, вносивши-
мися до 2014 года. Пункт 1 статьи 4 данного ФЗ гласит:
«
Государственная политика в сфере оборота НС, ПВ и
их прекурсоров направлена на установление строгого
контроля за оборотом НС, ПВ и их прекурсоров, посте-
пенное сокращение числа больных наркоманией, сокра-
щение количества правонарушений, связанных с неза-
конным оборотом НС, ПВ и их прекурсоров
», т.е. имеет
исключительно антинаркотическую направленность.
Поэтому пункт 1 статьи 4 нуждается в дополнении:
«...
, а также на обеспечение адекватной доступности
для медицинских и научных целей лекарственных опио-
идных препаратов, являющихся незаменимым сред-
ством облегчения боли и страданий
».
Пункт 2 cтатьи 4:
«Государственная политика в сфере
оборота НС, ПВ и их прекурсоров строится на следующих
принципах: далее следуют 8 принципов антинаркотиче-
ской политики, которая касаетсяНЕЛЕКАРСТВЕННЫХ
НС И ПВ, относящихся к Списку 1 (таких как героин,
гашиш и др.), оборот которых в РФ запрещен, и
ПРЕКУРСОРОВ (Список IV), оборот которых в РФ огра-
ничен и в отношении которых устанавливаются меры
контроля (Список IV), а также мер профилактики и борь-
бы с распространением наркомании».
Сведения
о
политике
в
отношении
ЛЕКАРСТВЕННЫХ
НАРКОТИЧЕСКИХ
ПРЕПАРАТОВ (Список II) в статье 4 отсутствуют.
Необходимо дополнение пункта 2 статьи 4 важ-
нейшим принципом:
«Приоритетность мер по обеспечению наличия и
доступности лекарственных наркотических препара-
тов для медицинских и научных целей».
Таким образом:
ФЗ РФ «О наркотических средствах и пси-
хотропных веществах» противоречит Единой
конвенции о наркотических средствах и не
учитывает основные положения Устава ВОЗ о
лекарственных наркотических средствах
(а также входит в противоречие со своими же
п. 2 ст. 3: «Если международным договором
РФ установлены иные правила, чем предусмо-
тренные настоящим ФЗ, то применяются пра-
вила международного договора».
1. Следствием этого является нарушение «Права
каждого на охрану здоровья и медицинскую
помощь», гарантируемого Конституцией РФ,
п. 1 ст. 41). Руководство страны фактически
несет за это юридическую и моральную ответ-
ственность.
Указанные дефекты нашего ФЗ о наркотиках, а
также чрезмерно усложненная система контроля за их
легальным оборотом в медицинских и аптечных учреж-
дениях стали причиной низкой доступности этих жиз-
ненно необходимых и важнейших препаратов
(ЖНВЛП). Следствием этого явились многочисленные
случаи самоубийств тяжело больных людей, не вынес-
ших боли и страданий. Для нормализации ситуации
необходима коррекция ФЗ о наркотиках и приведение
его в соответствие с международными нормами.
Анализ Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» 2016 г.
также указывает на необходимость уточнения одного
из его пунктов.
Пункт 5,4 статьи 19 главы 4 звучит как: «...
облегче-
ние боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским
вмешательством, доступными методами или лекар-
ственными препаратами
».
Требуется конкретизация этого пункта. Понятие
«доступные» непригодно, поскольку доступными в РФ
являются только препараты, свободно реализуемые
аптечными организациями и не содержащие в себе
наркотическое средство или психотропное вещество.
Доступные (неконтролируемые) препараты не способ-
ны устранять сильную и даже умеренную боль. Они
только увеличивают лекарственную нагрузку на орга-
низм больного человека, не создавая обезболивания.
Целесообразна новая, уточненная формулировка
пункта 5,4 статьи 19 данного ФЗ:
«... облегчение боли, связанной с заболеванием и
(или) медицинским вмешательством,
предназначен-
ными для этого методами или лекарственными препа-
ратами, в том числе содержащими наркотическое
средство или психотропное вещество, в зависимости
от медицинских показаний
».
Заключение
По данным современной науки, мировой и соб-
ственной клинической практики, опиоидные аналь-
гетики являются незаменимым средством облегче-
ния боли и страданий. Их адекватное наличие и
доступность для медицинских и научных целей
должны быть гарантированы Государственным зако-
нодательством наряду с системой мер по предотвра-
щению немедицинского (нелегального) использова-
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...56
Powered by FlippingBook