№
4. 2015 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
6
хосписа, выездной патронажной бригады и подраз-
делений сестринского ухода. В последующем приказ
Министерства здравоохранения РСФСР от 1 февра-
ля 1991 г. N19 «Об организации домов сестринского
ухода, хосписов и отделений сестринского ухода
многопрофильных и специализированных больниц»
был отменен. Таким образом, были созданы необхо-
димые условия для развития и совершенствования
системы паллиативной медицинской помощи в
Российской Федерации.
По мнению большинства экспертов и руководи-
телей подразделений паллиативной медицинской
помощи, работающих в субъектах РФ, первый опыт
применения нового порядка показал, что наряду с
положительными моментами, он имеет целый ряд
недостатков, а некоторые положения требуют
редакции.
Так, в порядке, в отличие от других подразделе-
ний, не указан юридический статус хосписа как
самостоятельной медицинской организации, что
создает иллюзию о возможности развернуть такую
структуру в виде подразделения медицинской орга-
низации, оказывающей паллиативную медицин-
скую помощь. Вызывает дополнительные вопросы
тот факт, что рекомендуемые штатные нормативы
хосписа (Приложение N 11 к Порядку) по ряду
позиций больше, чем в отделении паллиативной
медицинской помощи. При этом планируемый
объем комплекса медицинских вмешательств, в
соответствии с показаниями к госпитализации в
отделение паллиативной медицинской помощи,
значительно больше чем в хосписе. В результате
рекомендуемое штатное расписание отделения пал-
лиативной медицинской помощи (Приложения N 8
к Порядку) недостаточно для оказания в полном
объеме комплекса медицинских вмешательств для
контроля симптомов и улучшения качества жизни
неонкологических и онкологических пациентов в
соответствии с показаниями к госпитализации в
отделение, определенными п.10 Приложения N 7 к
Порядку. В первую очередь, это имеет отношение к
таким показаниям как: «необходимость проведения
дезинтоксикационной терапии…»; «необходимость
проведения медицинских вмешательств, осущест-
вление которых невозможно в амбулаторных усло-
виях, в том числе на дому (выполнение пункций,
установка стентов, дренажей, применение методов
региональной анестезии и прочее)». Вместе с тем,
из функции отделения паллиативной медицинской
помощи исключена важная позиция о развитии
методологии проведения в полном объеме комплек-
са медицинских вмешательств, направленных на
улучшение качества жизни онкологических и неон-
кологических пациентов, что лишает перспективы
внедрения таких технологий как малоинвазивная
хирургия (стомирование, реканализация, стентиро-
вание); респираторная поддержка с режимами вспо-
могательной вентиляции легких; детоксикация
(фотомодификация крови, энтеросорбция); фото-
динамическая терапия (наружная и эндоскопиче-
ская); регионарное обезболивание с использовани-
ем портов, помп и дозаторов; нутритивная под-
держка, в том числе с использованием помп.
По мнению экспертов, крайне важно акцентиро-
вать внимание на возможности госпитализации в
отделение паллиативной медицинской помощи пре-
имущественно неонкологических больных, страдаю-
щих выраженным труднокупируемым болевым син-
дромом и исключить из показаний к госпитализации
«нормализацию показателей крови», практически
неосуществимую у пациентов с терминальной стади-
ей заболевания. В перспективе внесение в Порядок
согласованных с МЗ РФ и экспертным сообществом
изменений и дополнений будет способствовать даль-
нейшему развитию и совершенствованию норматив-
ной базы по организации и оказанию паллиативной
медицинской помощи.
Одним из важных нерешенных организацион-
но-методологических вопросов, влияющих на пер-
спективное развитии системы паллиативной меди-
цинской помощи в РФ остается отсутствие в поряд-
ках оказания медицинской помощи по профилям
заболеваний положений об оказания паллиативной
медицинской помощи пациентам, в том числе с при-
менением наркотических анальгетиков, как это ука-
зано в приказе Минздрава России от 15 ноября 2012
г. N 915н «Об утверждении порядка оказания меди-
цинской помощи взрослому населению по профилю
«онкология». Внесение соответствующих дополне-
ний в порядки оказания медицинской помощи по
профилям заболеваний, согласованных с профиль-
ными главными внештатными специалистами
Минздрава России, позволит в кратчайшие сроки
завершить создание системы паллиативной меди-
цинской помощи во всех субъектах Российской
Федерации.
В настоящий момент следует констатировать
наличие необходимой нормативно-правовой базы
для организации и развития системы паллиативной
медицинской помощи в РФ. Однако существуют
определенные риски диспропорции в доступности в
полном объеме комплекса медицинских вмеша-
Рис. 1.
Пропорциональность доступности комплекса медицинских
вмешательств и медико-социальной помощи для неонкологических
и онкологических пациентов