№
1. 2015 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
6
жизнь, правовая сущность которого отражается в целом
ряде международных нормативно-правовых актов.
К числу таких документов относится «Всеобщая
декларация прав человека» (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948); «Международный пакт о
гражданскихиполитическихправах» (принят 16.12.1966
Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании
Генеральной Ассамблеи ООН); «Европейская конвен-
ция по защите прав человека и основных свобод»
(заключена в г. Риме 04.11.1950) (далее – Европейская
конвенция); а также Декларация «Об эвтаназии» (при-
нята 39-й Всемирной медицинской ассамблеей,
Мадрид, Испания, октябрь 1987) (далее —Мадридская
декларация) и декларация «О терминальном состоя-
нии» (принята 35-й Всемирной медицинской ассам-
блеей, Венеция, Италия, октябрь 1983) (далее —
Венецианская декларация).
В настоящее время активная эвтаназия запрещена
в большинстве стран, однако многие врачи не отри-
цают, что почти каждый из них сталкивался с эвтана-
зией на практике.
Всеобщая декларация прав человека, как и
Международный пакт о гражданских и политических
правах и Европейская конвенция, гарантируют право
на жизнь как неотъемлемое право каждого человека.
Это право охраняется законом. Никто не может быть
произвольно лишен жизни.
В 1950 году в Нью-Йорке Всемирная медицинская
ассоциация (ВМА) категорически осудила эвтана-
зию. Венецианская декларация упоминает, что «врач
никогда преднамеренно не лишит жизни пациента
ни по его просьбе, ни на основании обращения с
подобной просьбой его семьи». Мадридская деклара-
ция утверждает, что «эвтаназия как акт преднамерен-
ного лишения жизни пациента, даже по просьбе
самого пациента или на основании обращения с
подобной просьбой его близких, неэтична».
В основе правовой позиции российского законо-
дателя в вопросе легализации эвтаназии лежит докт-
рина неотъемлемости права человека на жизнь и
невозможности отчуждения вышеуказанного права
даже самим правообладателем, однако оборотная
сторона данной позиции выражается в невозможно-
сти распоряжения человеком своей жизнью. [7]
Отдельного нормативного акта, регулирующего
эвтаназию, в настоящее время в России не существу-
ет. Однако в ст. 45 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
(далее – Основы охраны здоровья граждан) содер-
жится прямое указание о запрете медицинским
работникам осуществлять эвтаназию, то есть ускоре-
ние по просьбе пациента его смерти какими-либо
действиями (бездействиями) или средствами, в том
числе путем прекращения искусственных мероприя-
тий по поддержанию жизни пациента. [1]
Аналогичная норма закреплена в ст. 14 Этического
кодекса
российского
врача,
утвержденного
Ассоциацией врачей России в ноябре 1994 г., а также
в ст. 9 Этического кодекса медицинской сестры. [6]
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона
«О свободе совести и о религиозных объединениях» на
территории Российской Федерации не допускается
деятельность религиозных организаций, склоняющих
граждан к самоубийству или к отказу по религиозным
мотивам от медицинской помощи лицам, находящим-
ся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
В правовой доктрине принято различать эвтана-
зию пассивную и активную, добровольную (пря-
мую) и недобровольную (непрямую). [2,3,9]
Пассивная эвтаназия выражается в прекращении
оказания направленной на продление жизни меди-
цинской помощи либо лечения, в связи с нецелесоо-
бразностью, ввиду наличия заведомо неизлечимой
патологии, следствием чего является ускорение
наступления естественной смерти.
Под активной эвтаназией понимают действие либо
бездействие, влекущие за собой быстрое и безболез-
ненное наступление смерти.
Добровольной называется эвтаназия, которая осу-
ществляется по недвусмысленной просьбе больного
или с его предварительно высказанного согласия, в
свою очередь, недобровольная эвтаназия осущест-
вляется без непосредственного согласия больного.
Различие между всеми формами эвтаназии счита-
ется важнейшей проблемой медицинской этики.
Прежде всего это связано с неоднозначностью толко-
вания, а следовательно, и отношения к каждой кон-
кретной ситуации, в которой комбинируется актив-
ность либо пассивность с наличием согласия или
несогласия проведения эвтаназии.
Наиболее предпочтительной считают доброволь-
ную пассивную эвтаназию, которая чаще всего реали-
зуется путем использования пациентом своего права
на отказ от медицинского вмешательства. Приме-
нительно к Российской Федерации такое право закре-
плено в ст. 19 и ст. 20 Основ охраны здоровья граждан.
Когда пациент или его законный представитель реша-
ет отказаться от медицинского вмешательства либо
требует его прекратить, врач должен в доступной
форме объяснить больному вероятные последствия
его отказа от лечения, а пациент, в свою очередь, дол-
жен в письменной форме подтвердить свой отказ от
медицинского вмешательства. [1]
Таким образом, несмотря на то, что в настоящее
время, согласно действующему российскому законо-
дательству, эвтаназия представляет собой прямые,
умышленные действия медицинского персонала
либо иного лица, совершаемые по просьбе пациента
и повлекшие его быструю смерть, опосредованно
законодатель признает право человека на самостоя-
тельный выбор между принятием медицинской
помощи и возможным продлением своего существо-
вания, либо отказа от медицинского вмешательства с
осознанием последствий своего решения, что, соб-