- page 576

Многие положения данной программы позволяют
развить навыки, широко применимые в других областях
врачебной работы (совершенствование навыков обще-
ния, особенности влияния терминальной фазы болезни
на пациента и членов его семьи и т.п.).
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Для квалифицированного выполнения профессио-
нальных задач врач должен иметь нижеследующие уме-
ния и навыки.
1. Общеврачебные:
— предварительное врачебное обследование,
— оценка состояния здоровья и постановка предва-
рительного диагноза,
— оказание первой и неотложной помощи,
— определение необходимого лабораторного и инст-
рументального обследования,
— достаточное клиническое обследование в условиях
стационара,
— проведение дифференциальной диагностики,
— своевременное привлечение консультативной по-
мощи и постановка окончательного диагноза,
— выбор тактики лечения,
— оказание врачебной помощи,
— оценка эффективности лечения и его коррекция
при необходимости,
— проведение реабилитационных мероприятий,
— проведение экспертизы трудоспособности,
— проведение профилактических мероприятий,
— ведение медицинской документации,
— планирование лечебно-профилактической дея-
тельности,
— осуществление руководства деятельностью меди-
цинского персонала,
— соблюдение принципов профессиональной этики
и деонтологии.
2. По паллиативной помощи в онкологии:
— знание смысла понятий "терминальное заболевание",
"паллиативное лечение","паллиативная помощь";
— понимание цели и возможностей паллиативной по-
мощи в онкологии;
— знание причин и методов лечения хронического
болевого синдрома у онкологических больных,
— знание этиопатогенеза и возможностей купирова-
ния патологических симптомов у больных распро-
страненным раком;
— купирование наиболее часто встречающихся у не-
излечимых онкологических больных неотложных
состояний;
— уход за стомами, повязками, ранами, свищами и т.п.;
— принципы лечения злокачественных выпотов;
— определение предела возможного купирования
симптоматики;
— пользование всеми видами катетеров, установлен-
ных для регионарной анестезии.
3. По смежным дисциплинам:
— знание классификаций и принципов использова-
ния обезболивающих средств, их доз, способов и
режимов приема, возможных побочных эффектов;
— знание эквианалгетических доз опиоидов;
— знание основных лекарственных средств для сим-
птоматической терапии, их доз, режимов приема и
встречающихся побочных эффектов;
— знание совместимости и антагонизма лекарствен-
ных препаратов при разных способах введения,
— знание особенностей назначения лекарств при на-
личии почечной и печеночной недостаточности,
— умение взвешенно оценить преимущества и риск
при назначении препаратов для симптоматической
терапии с учетом динамического ухудшения кли-
нического статуса пациента,
— оценка семейного и социального фона пациента,
— владение приемами общения с неизлечимым паци-
ентом и членами его семьи,
— распознавание психологических реакций пациен-
та и членов его семьи и оказание соответствующей
психологической поддержки,
— способы оказания надлежащей поддержки при
эмоциональных перегрузках медицинского персо-
нала,
— понимание права пациента на высший стандарт
ухода в пределах возможного и проблем, заставля-
ющих больного думать об эвтаназии,
— понимание концепции групповой ("командной")
работы медицинского персонала,
— знание законодательных актов, регламентирую-
щих работу структурных подразделений системы
паллиативной помощи,
— знание приказов и постановлений о контроле за
наркотическими анальгетиками, умение вести со-
ответствующую документацию,
— удостоверение факта смерти, направление дейст-
вий родственников после смерти больного с уче-
том влияния культурных и религиозных факторов,
— понимание принципов и особенностей реабилита-
ции онкологических больных.
4. По оказанию скорой и неотложной помощи.
— практическое осуществление сердечно-легочной
реанимации,
— знание и понимание ситуации, когда реанимация
не показана и/или неэффективна,
— знание юридических аспектов, связанных с вне-
запной смертью и удостоверением факта смерти.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Последипломное обучение врачей состоит из лечеб-
но-диагностической работы в структурных подразделе-
ниях системы паллиативной помощи онкологическим
больным и учебной работы в виде лекций, семинаров,
практических занятий, индивидуальных собеседований,
изучения руководств по специальности.
Контроль и руководство за ходом обучения осущест-
вляет заведующий курсом, профессор или доцент. Са-
мообучение курсантов предусматривает совместную ра-
боту с заведующим отделением клинической базы, асси-
стентом или доцентом, участие в конференциях, клини-
ческих разборах, написание рефератов по заданным те-
мам. В процессе обучения применяются различные ме-
тоды контроля. В начале цикла слушателям предлагается
тестовый контроль, анализ результатов которого позво-
ляет определить наиболее эффективные варианты пода-
577
Программа послевузовской профессиональной подготовки специалистов
1...,566,567,568,569,570,571,572,573,574,575 577,578,579,580,581,582,583,584,585,586,...683
Powered by FlippingBook