ПРЕДИСЛОВИЕ
Паллиативная помощь / относительно новое понятие для российского общества,
относящееся до недавнего времени к категории "хорошо забытого старого". "Хорошо забытое"
/ не потому, что это действительно "хорошо" / забыть столь неотъемлемую, и потому очень
важную составляющую жизни человеческого общества / всестороннюю заботу об умирающем
в страданиях гражданине этого общества и об его близком окружении, которая включает в себя
медицинские, социальные, психологические, духовные аспекты. "Хорошо забытое" потому,
что в своем тщеславном самомнении и самовозвеличивании определенная часть современного
человеческого социума забыла об одном из немногих признаков, выделяющих человека из
остального животного мира как существо социальное, то есть, как составляющее
высокоразвитое, разумное общество. А именно, забыла о том, что если сообщество людей
требует от своих сограждан всеобщего, совместного преумножения его благосостояния и
заботы о себе, то и оно, это сообщество, в определенный момент жизненного пути своих
сограждан должно ответить тем же. Тем более, что гражданин участвует в этом
взаимовыгодном (в идеале) процессе в течение нескольких десятков лет, а непосредственной
заботы от общества требуется ему и его близкому окружению в течение относительно
непродолжительного времени (от 2/3 лет до, буквально, нескольких дней).
К сожалению, человек / существо смертное, и логическое завершение жизненного пути
каждого из людей неизбежно. Но из всех причин ухода человека из этого мира наиболее
фатальным в глазах людей выглядит умирание от онкологического заболевания. Несмотря на
все успехи современной медицины, в том числе и онкологии, процесс прогрессирования
некурабельной опухоли в большинстве случаев "выливается" для больного, а также его близких
и родственников, многочисленными и значительными страданиями. Исторически, несмотря
на все перипетии развития последней цивилизации человечества, одновременно более или
менее быстрыми темпами развивалась и медицинская наука, представители которой
испытывали объективную или субъективную потребность оказать помощь всё более тяжёлым
и безнадёжным (сообразно своей эпохе) больным, разрабатывая всё более совершенные
методы лечения неизлечимых ранее заболеваний, которые, в конце концов, помогали этим
пациентам вставать на ноги. Но прежде, чем новые для своего времени методы лечения
становились, так сказать, радикальными (то есть помогали "ставить людей на ноги"), они
входили в арсенал средств паллиативной помощи, способствуя облегчению страданий, так
называемых, безнадежных больных в тот период их жизненного пути, когда возможности
специальных (радикальных) методов лечения были исчерпаны или ограничены в связи с
тяжестью общесоматического состояния пациентов.
Так и в наши дни, несмотря на все трудности современной жизни общества, находятся
энтузиасты, которые разрабатывают новые методы оказания помощи этому тяжелому
контингенту больных организационной и медико/социальной ориентации с целью облегчения
их физических и духовных страданий, максимально возможной реабилитации в обществе, хотя
бы в кругу родных и близких. Наступает тот момент, когда, следуя законам диалектики жизни
(в частности, закон перехода количества в качество), у разработчиков этих новых методов
возникает потребность поделиться с окружающими своими мыслями, новыми разработками. А
в обществе растет число людей, готовых вопреки всему воспринять новые веяния науки и
3