- page 157

бенно важно, комплексов специфических факторов, ответствен/
ных за возникновение злокачественных опухолей. В этом заклю/
чается важная отличительная особенность познавательных возмо/
жностей аналитического этапа эпидемиологических исследова/
ний.
Изучение отдельных факторов условий труда, быта, наследст/
венности и других, хотя и имеет большое познавательное и прак/
тическое значение, никогда не исчерпывает всех сторон явлений и
обстоятельств изучаемого явления, не дает полного представления
о причинах особенностей распространения раковых заболеваний.
Например, многочисленными исследованиями установлено, что
рак легкого чаще встречается у курящих табак, чем у некурящих.
Но почему у одних злостных курильщиков табака возникают зло/
качественные опухоли, а у других нет? На этот вопрос классичес/
кие методы изучения эпидемиологии рака не дают ответа.
В этих условиях усиливается потребность в обобщающих ме/
тодиках, ибо подлинная научная теория всегда характеризуется
синтетичностью. Диалектика развития эпидемиологии злокачест/
венных опухолей требует не задерживаться на этапе анализа, а со/
четать его с синтетическим подходом. Переход эпидемиологии
злокачественных опухолей как науки аналитической к науке син/
тетической является результатом все более ясного понимания то/
го факта, что каждое явление может быть понято тем глубже, чем в
большем количестве связей оно рассматривается.
Таким образом, попытка объяснить многие факты, накоп/
ленные человечеством о причинах развития ракового заболева/
ния, предполагает новый интегративный (синтетический) этап
развития эпидемиологических исследований. В ходе эпидемиоло/
гических исследований явственно выдвигается проблема опреде/
ления взаимосвязи и взаимозависимости отдельных факторов и их
комплексов, участвующих в развитии заболевания. Речь идет об
онкоэпидемиологических ситуациях, а не об изолированных фак/
торах.
Интегративный этап эпидемиологических исследований
На интегративном этапе эпидемиологических исследований
рака применяется системный подход, предполагающий переход к
таким методам познания, как идеализация, формализация, логико/
математические и кибернетические методы, аксиоматические по/
строения, моделирование. Научные знания при интегративных ис/
следованиях выражаются в виде идеализированных объектов — мо/
делей (абстрактно/логических, кибернетических, математических).
157
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,147,148,149,150,151,152,153,154,155,156 158,159,160,161,162,163,164,165,166,167,...653
Powered by FlippingBook