- page 13

13
Глава 1. История развития паллиативной медицинской помощи в России
В самом деле: неизлечимых больных лечить бессмысленно,
потому что вылечить их невозможно. Автор данной книги
озабочен тем, что работа с неизлечимыми больными может
подорвать репутацию врача, медицины в целом.
Такая «этика» господствовала в среде врачей не толь­
ко в Древней Греции, но и много позже. К сожалению, она
присутствует в психологии значительной части современ­
ных медицинских работников.
Одним из первых обратил внимание медицины на
умирающего больного английский философ Френсис Бэ­
кон. В 1605 году в своем труде «О достоинстве и приум­
ножении наук» он говорит: «Я совершенно убежден, что
долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать
здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и муче­
ния, причиняемые болезнями, и это не только тогда, ког­
да такое облегчение боли как опасного симптома болезни
может привести к выздоровлению, но даже и в том случае,
когда уже нет совершенно никакой надежды на исцеление
и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спо­
койной».
И все-таки до начала XIX века в правилах врачебного
искусства рекомендовали, чтобы врач не только в случае
смерти, но уже и в случае неизлечимости пациента поки­
дал его. Больной оставался на попечении семьи и сиделок.
Истоки зарождения в России помощи инкурабельным
и умирающим больным можно обнаружить уже в XVIII веке.
На Руси общественная благотворительность, трансформи­
руясь из «нищелюбия» в организованную помощь больным
и страждущим, выработала такие формы общественного
призрения, как богадельни для старых и увечных (1700 г.) —
«гошпитали», которые были призваны осуществлять уход
за убогими и престарелыми людьми. Эти учреждения были
ориентированы прежде всего на помощь больным и нищим
людям.
1...,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,...352
Powered by FlippingBook