Page 13 - pdf_publisher2_project

This is a SEO version of pdf_publisher2_project. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

I.2. Подготовка кадров

I.2.1

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА РАДИОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ФРГ

О.В. Извекова, M. Wannenmacher, К. Herfarth, J. Debus, D. Zierchud Курский областной онкологический диспансер, Курский государственный медицинский университет, ДКФЦ немецкий центр исследования рака, Хайдельберг

В условиях затянувшегося экономического кризиса России трудно дер жать равнение на состояние здравоохранения в развитых странах. Однако, изучение научно организационного и практического развития радиологии позволяет определить наиболее реальные перспективные пути совершен ствования аналогичных служб в России. Главные принципы лучевой тера пии в ФРГ и России идентичны, она является одним из наиболее часто при меняющихся методов лечения онкологических больных, однако объем ее применения в ФРГ существенно шире, чем в России. Если в России она ис пользуется до 30 % больных, то там она применена более чем у 50% боль ны. Такая разница обусловлена значительно более широким применением в ЛТ с аллиативной целью, иной структурой онкопатологии, связанной с особенностями питания и образа жизни в Европе, широким использовани ем органосохраняющего лечения, лучшей выявляемостью, поражений ЦНС, более мощной диагностической и научно клинической базой, в пя тых, практической доступностью пациентам и высоко профессиональной подготовкой врачей, медицинских физиков, мощным аппаратным, компь ютерным и программным оснащением.

Имеется значительная разница в принципах подготовки специалистов по лучевой терапии. В ФРГ лучевой терапевт готовится в течение 5 лет и весь период работает в одной из крупных университетских клиник, изучая принципы радиобиологии, радиационной гигиены и различных видов лу чевой терапии с практическим освоением методик лечения. Продолжи тельность рабочего дня радиологов составляет 8 часов, но большинство врачей работает по 10 часов, безусловно, при лучших условиях труда и ре шенных организационных вопросах. Следует отметить высокую профес сиональную эрудицию радиологов.На рабочем месте врача имеется ком пьютер с интернет. Врач, не сдавший аттестационный экзамен, может ра ботать только под руководством аттестованного специалиста в должности помощника врача.Научная и практическая работа врача связаны. Особенно важным организационным моментом работы в ФРГ является временное планирование ее, формализованность, компактность, использ вание стандартных протоколов, индекса Карновского.

Отличным от Российской медицины является до начала лечения подпи сание пациентом информированного согласия на лечение.

I.2.2

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ВЕРБАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Т.С. Кириллова

Астраханская государственная медицинская академия, Астрахань, Россия

В связи с увеличивающимся потоком научной медицинской информа ции на русском и английском языках возникает необходимость в анализе иноязычной терминологии для ее использования в национальной инфор мационной системе. Одной из центральных проблем семантического упо рядочения вербальной терминологической медицинской информации яв ляется трудность машинной формализации ее базы знаний в условиях не полноты самой медицинской информации, а также вербальный характер структуры знаний, имеющей каузальный характер связи между ними. При качественном анализе массива отечественной терминологии медицины и здравоохранения и терминологии современных информационно поиско вых языков зарубежных систем были выделены следующие типы терминов по своей адекватности или соответствию понятий: а) полностью адекват ные — «паллиативный» = «palliative», б) частично адекватные — «вытяже ние» = «stretching», в) отсутствие адекватности — «сотовое легкое» = «hon eycomb lung», «farmer's lung» = «легкое фермера».

Адекватные термины имеют полное лексическое и смысловое совпаде ние, частично адекватные термины представляют собой совпадение смы слового значения терминов при их лексическом различии, отсутствие аде кватности указывает на невозможность найти соответствующее понятие английскому термину в русском языке. При отсутствии адекватности тер минов возникает возможность введения термина английского варианта в национальный терминологический массив путем прямого перевода на русский язык.

Установление закономерности по определению адекватности терминов двух языков могут быть применены при терминологической обработке иноязычных текстов, а также при создании двуязычных словарей и справо чных пособий по профессиональной лексике. Итоговым результатом каче ственного анализа может быть создание массива терминологии медицины и здравоохранения на русском языке с использованием нормализованной иноязычной лексики из международных классификаций, номенклатур и терминологических списков.

I.2.3

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ТЕРАПИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

В.М. Провоторов, Е.В. Белозерова, Л.Я. Гончарова, А.В. Будневский Управление здравоохранения администрации г.Воронежа, ВГМА им. Н.Н. Бурденко, Воронеж, Россия

В настоящее время одним из основных направлений программы борь бы с бронхиальной астмой является обучение больных, в результате кото рого они должны стать партнерами врачей в деле лечения БА. Создание для этих целей «Астма школ» (АШ) способствует повышению эффективно сти терапии и значительном улучшении качества жизни больного при ор ганизации такого подхода к организации лечения.

Городская «Астма школа» образована как структурное подразделение пульмонологического отделения ГК БСМП в ноябре 1998 г. и организована для образования больных бронхиальной астмой. Обучение пациентов в городской АШ проводится как на индивидуальных, так и на групповых за нятиях. На индивидуальных занятиях у пациента вырабатываются навыки самоконтроля за течением болезни и эффективностью лечения; самостоя тельного регулирования приема лекарств в границах составленного вра чом индивидуализированного терапевтического комплекса, правильного поведения в случае развития приступа удушья. Пациент имеет также воз можность продолжить свое обучение на групповых занятиях, которые од новременно являются своеобразной формой диспансеризации. Програм мы группового обучения решают вопросы реабилитации, контроля и кор рекции лечения больных БА. На групповых занятиях у пациента также име ется возможность поделиться проблемами с другими пациентами, страда ющими таким же недугом. Обмен опытом обогащает и больных, и врача полезными для дальнейшей работы наблюдениями.

Анализ деятельности городской АЩ показал высокую эффективность внедрения образовательных программ в комплекс лечебно профилакти ческих мероприятий при БА в г. Воронеже. Обучение пациентов навыкам самоведения и самоконтроля астмы позволяет добиться снижения количе ства дней нетрудоспособности, числа госпитализаций в пульмонологичес кие стационары и повышения качества жизни при данном заболевании.

I.2.4

МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ОСТЕОАРТРОЗОМ

С.П. Филоненко, С.С. Якушин, Н.В. Минаева Рязанский ГМУ им. акад. И.П. Павлова, Рязань, Россия

Цель: создание образовательной программы для больных остеоартро зом (ОА) и оценка ее эффективности. Методы: клиническое обследование и анкетирование 36 амбулаторных больных ОА до обучения, сразу после и через 6 месяцев после курса обучения. Результаты: созданная образова тельная программа включила 9 тем, охватывающих основные вопросы са моконтроля заболевания и рационального применения лекарственных препаратов (ЛП) при ОА. Занятия проводились 2 раза в неделю в течение 1 месяца в закрытых группах больных ОА по 18 человек и носили цикловой характер. Длительность каждого занятия составила 1 час — 1 час 30 минут. Результатами проведения программы стало значительное повышение уровня базисных знаний пациентов о своей болезни, уменьшение числа обострений ОА в 1.5 раза, частоты посещений врачей и число госпитализа ций. Снизилась выраженность суставного болевого синдрома на 5,7 мм по визуальной аналоговой шкале, определилась тенденция к снижению функционального индекса Лекена. Изменился спектр применяемых паци ентами ЛП в сторону наиболее эффективных и безопасных (структум, сол пафлекс), снизилась частота побочных эффектов. Таким образом, обуче ние больных ОА позволило путем повышения уровня знаний о своей бо лезни улучшить клиническое течение ОА и оптимизировать прием ЛП. что свидетельствует об эффективности применения созданной образователь ной программы в комплексном лечении.

Паллиативная медицина и реабилитация 2 3. 2002 г.

13

Page 13 - pdf_publisher2_project

This is a SEO version of pdf_publisher2_project. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »